Возможно, вас заинтересует афиша концертов в других залах фонда «Бельканто»
Замысел величественного мемориального сооружения в Архангельском возник в связи с трагическим событием в семье владельцев усадьбы - гибелью на дуэли старшего сына Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича - Николая Феликсовича Юсупова (1883 - 1908).
Для возведения храма-усыпальницы в честь святителя Николая был приглашен видный русский архитектор Р.И.Клейн (1858 - 1924). В числе меценатов строившегося по его проекту Музея изящных искусств в Москве была и княгиня З.Н.Юсупова, предоставившая средства для создания зала древнеримского искусства.
Неоклассицизм Клейна, который отличали строгость композиции, лаконизм «очищенной» архитектурной формы, элегантность декора, Юсуповы сочли наиболее подходящим для воплощения замысла храма-усыпальницы в Архангельском
Весной 1909 г. состоялась закладка фундамента, и уже через три года основная часть строительства была завершена. Над скульптурным декором здания - лепными деталями и барельефами барабана купола - работал ученик и ассистент Клейна Г.Б.Бархин (1880 - 1969). Для росписи храма в 1913 г. был приглашен И.И.Нивинский (1880 - 1933), живописец, театральный художник и признанный мастер монументально-декоративного искусства, сотрудничавший с Р.И.Клейном в реализации проекта Музея изящных искусств.
Здание храма-усыпальницы, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет. Оно является композиционной доминантой восточной части усадьбы. Благодаря высокому цоколю храм приподнят над поверхностью земли и устремлен ввысь: лестничные всходы ведут к портику, мощные вертикали колонн поднимаются к фронтону, купол на массивном барабане победоносно венчает здание. Закруглённые сквозные колоннады образуют площадку, напоминающую парадный зал в окружении деревьев.
Драматически насыщенное цветовое решение интерьера контрастирует со сдержанно-монохромным внешним обликом постройки. Сочетание синего и белого с сияющим золотом в декоре Верхней церкви поражает пышностью, религиозные мотивы вплетаются в узор растительного орнамента. Нижняя церковь отличается ювелирной выверенностью пропорций, строгой симметрией и ясной логикой в организации пространства, лишенного яркого живописного декора.
Завершающий этап работ по созданию храма-усыпальницы был прерван первой мировой войной и революционными событиями в России. Храм-усыпальница не использовался по прямому назначению. В 1960-е -1970-е гг. в «Колоннаде» проходили выставки произведений искусства из фондов музея-усадьбы «Архангельское», а в наши дни в связи с реставрацией дворца здесь хранятся монументальные живописные полотна из юсуповского собрания.
Кроме того, к пятилетию фестиваля «Мистерия», уникальная акустика залов в «Архангельском» обогатилась великолепным органом. Что позволяет существенно расширить диапазон предлагаемых слушателям произведений: от Баха с Вивальди - до Таривердиева. В исполнении лучших интерпретаторов, будут звучать шедевры светской и духовной музыки – как сольной органной музыки, так и ансамблевой.