Рихард Вагнер – создатель целого мира, в чудеса которого мы с таким удовольствием погружаемся снова и снова. Нам трудно представить, что валькирии, в пространстве своих легенд, некогда летали абсолютно безмолвно, а «Летучий голландец» нудно и беззвучно бороздил волны океана. Хочется верить, что музыка Вагнера была всегда. И, видимо, это действительно так – искусство не имеет ограничений ни по времени, ни по расстоянию. Только степень таланта определяет границы творчества. И, в этом смысле, Вагнер безграничен.
Ференц Лист. Великий романтик, творчеством своим создавший легенду – и так и оставшийся непревзойдённым. Лист для пианистов – примерно то же, что Паганини для скрипачей. Два титана, достигшие заоблачных вершин и… так и оставшиеся, по сути, непонятыми. Поскольку графическая запись слишком бедна в своей передаче. Можно записать высоту нот, ритмическую организацию, гармонические созвучия. Но как записать биение сердца? Как записать художественные мазки пассажей по холсту партитуры? Лист – шарада, загадка. Но тем почётнее попытки разгадать эту тайну, попытаться приблизиться к первоистоку, оживить чудо – воскресив душу великого романтика.
Девятнадцатый век подарил нам много великих имён. Подобно глыбам, высятся они среди современников. Но даже среди великих есть феномены, загадка которых продолжает притягивать, удивлять – сквозь века. Таковы Вагнер с Листом. Первый – выдающийся композитор, реформировавший музыкальный язык. Второй – фантастический пианист и… тоже невероятный композитор. Вклад их в историю музыки невозможно переоценить. Музыкальный язык, благодаря их творчеству, обрёл новые краски, но… дело не только в этом. Сколько композиторов изобретали новые созвучия! Однако, приходили следующие изобретатели и недавние нововведения предшественников быстро устаревали. А вот язык Вагнера и Листа до сих пор удивляет. И заставляет взволнованно биться сердца слушателей. Может быть, дело в том, что они не столько выискивали что-то необычное, сколько напряжённо создавали адекватную форму для переполнявших их невиданных идей? Если форма диктуется содержанием, может ли она устареть? Особенно, в том случае, когда композитору есть, что сказать. А Листу и Вагнеру – было, что сказать. Ещё бы, ведь они – гении!