Швейцарцы ласково называют этот духовой музыкальный инструмент «рожок», но уменьшительно-ласкательная форма по отношению к нему звучит странно.
Горн имеет длину 5 метров. Узкий у основания, он расширяется к концу, раструб при игре лежит на земле. Корпус не имеет никаких боковых отверстий, клапанов, поэтому его звуковая гамма натуральная, без смешанных, видоизмененных звуков. Отличительная особенность альпийского рога – звук ноты «фа». От натурального воспроизведения он отличается приближенностью к «фа диез», но воспроизвести его на других инструментах невозможно.
Пятиметровая труба с расширенным раструбом изготавливается из пихты. Для этого издавна отбирались только ровные деревья без сучков с диаметром одного конца не менее 3 сантиметров, а с другого – не менее 7 сантиметров. Изначально рожок не имел мундштука, вернее, он был единым целым с основанием. Но со временем насадку стали изготавливать отдельно и заменять по мере изношенности, вставляя в основание трубы.
Альпийский горн завезли в Швейцарию азиатские кочевые племена. Когда точно инструмент появился на просторах высокогорных долин неизвестно, но есть данные об его использовании еще в 9 веке. С помощью рожка жители узнавали о приближении врага. Существует легенда, что однажды пастух, увидев отряд вооруженных воинов, начал трубить в горн. Он не прекращал играть, пока жители его города не услышали звук и не закрыли ворота крепости. Но от напряжения его легкие не выдержали и пастух погиб.
Документально подтвержденные данные об использовании инструмента появились в 18-19 веках. В 1805 году близ городка Интерлакен организовали фестиваль, призом за победу в котором была пара овец. Для участия в нем явились лишь два человека, которые разделили между собой животных. В середине 19 века в своей «Первой симфонии» партию альпенгорна использовал Иоганн Брамс. А немного позднее швейцарский композитор Жан Дэтвилер написал концерт для альпийского рога с оркестром.
В начале 19 века популярность игры на рожке стала угасать, терялись навыки владения инструментом. Популярностью стало пользоваться йодль-пение – фальцетное воспроизведение горловых звуков, присущее народному творчеству жителей Швейцарии. Внимание знаменитых композиторов к чистому звучанию и натуральной звуковой гамме воскресило альпийский рог. Ференц Фаркаш и Леопольд Моцарт создали свой небольшой репертуар академической музыки для альпенгорна.
Сегодня многие воспринимают инструмент как часть традиционных шоу швейцарских фольклорных коллективов. Но нельзя недооценивать возможности инструмента. Он может звучать как сольно, так и в оркестре. Как и прежде, его звуки рассказывают о радостных, тревожных, скорбных моментах в жизни людей.
Возможно, вас заинтересуют эти мероприятия фонда «Бельканто»
Альпийский рог — отзывы с концертов
И вот, наконец, свершилось!
Мало сказать, что музыка была мастерски исполнена, — благодаря дружелюбной, доверительной манере маэстро разговаривать с публикой это получился какой-то очень теплый, уютный, почти домашний концерт. Не вполне обычное (для меня) соединение духовых и органа (да, конечно, тоже духового, но все же столь величественного и академичного!) поражало и радовало гармоничностью такого дуэта. Орган у Ивана Ипатова звучал настолько современно, пластично и свежо, что порой ты забывал о почтенном возрасте короля инструментов, насчитывающем уже не одно тысячелетие.
Альпийский рог, валторна, орган, рояль и даже морская раковина вместе и порознь создавали удивительные по ощущениям и красоте картины мира. «Музыка стихий» — точнее не скажешь!
Благодарю от всего сердца!