Альт – замечательный старинный инструмент, чья новейшая история творится непосредственно на наших глазах. До недавнего времени, альт среди профессиональных музыкантов не считался престижным инструментом. Как правило, на нём играли неудавшиеся скрипачи. И в этом был свой резон. Ведь максимум, на что мог рассчитывать альтист – место в симфоническом или камерном оркестре, где всю жизнь приходилось исполнять не слишком насыщенные мелодиями оркестровые партии. Самые яркие и талантливые музыканты попадали в квартет – и это считалось необыкновенной удачей. Карьера сольного исполнителя представлялась абсолютно невозможной. Хотя бы в силу того, что голос сольного альта редко вдохновлял великих композиторов на создание шедевров. Симпатии их традиционно отдавались скрипке. В крайнем случае – виолончели.
Если не считать единичных произведений Телемана, Моцарта, Шумана, Брамса, Берлиоза (который написал «Гарольда в Италии» по заказу Паганини, изредка выступавшего на альте) и, собственно, самого Паганини – альт не имел серьёзных шансов попасть на концертную эстраду. XX век несколько изменил ситуацию. Хиндемит, Барток, Регер, Уолтон, Кшенек, Шостакович… позднее Шнитке и Денисов – подарили альтистам вполне серьёзную возможность проявить себя. Впрочем… скорее, всё-таки, наоборот – замечательные альтисты явились источником вдохновения для композиторов. Примроуз, Борисовский, Баршай, Дружинин… И, конечно же, блистательный Юрий Башмет, сделавший для своего любимого инструмента то, что некогда сделали для виолончели Казальс, а Сеговия для гитары. Альт уверенно вошёл в медийное пространство, став полноправным участником современного сольного музыкального процесса. Неслучайно, именно тогда же был написан популярный роман Орлова «Альтист Данилов».
А вообще-то… альт – старейший из современных струнных смычковых инструментов. Непосредственный его предок – виола да браччо (виола для руки), державшаяся рукой, с опорой корпуса на левое плечо (в отличие от виолы да гамба, размещавшейся между колен исполнителя). Формой своей альт очень похож на свою предшественницу, если не считать меньшее количество струн. Кстати, в музыкальной партитуре альт так до сих пор и называют: viola (в английском и итальянском языках) или bratsche (в немецкой традиции). Альт больше скрипки по размеру – иногда сильно, иногда совсем ненамного. Тембр его – переходный между скрипичным и виолончельным. И удивительно напоминает человеческий голос. Мягкий, бархатистый – он отличается редкой задушевностью… в тех случаях, когда смычком управляет рука большого мастера. К счастью, традиция плохой игры на альте, в наши дни, наконец-то ушла в прошлое.
Альт и скрипка, действительно, похожи. Конструкция имеет верхнюю и нижнюю деку, гриф, струны и «эфы», как у младшего «собрата». Смычок альта тяжелее, его длина 74 сантиметра. Корпус по форме похож на скрипичный, но его размер варьируется от 35 до 43 сантиметров. У массивных альтов звучание интенсивное, насыщенное. Четыре струны изготавливаются из стали или из жил, как несколько веков назад, покрывают металлической оплеткой.
Инструмент выполнен из ценных пород дерева, чаще всего из клена. От повреждений поверхность защищает маслянистый лак. Лицевая часть или верхняя дека изготавливается из еловых пород, на ней делается вырез в виде буквы «f». Из них выходит звук, который извлекается при помощи смычка. Музыкант им водит по струнам, зажимая их пальцами.
Особенность звучания альта заключается в строе, который не соответствует размеру. В соответствие со стандартами, корпус инструмента должен быть больше на 10 см. Из-за такого несоответствия он звучит в более низком регистре. Диапазон альта менее подвижен, чем у других струнных смычковых представителей. В оркестре его используют для воспроизведения нейтральных и средних частот.
Строй инструмента на квинту ниже скрипичного, от виолончельного он выше на целую октаву. Звучание струн соответствует четырем нотам: «до», «соль», «ре», «ля». Из-за ограниченности диапазона (от «до» малой октавы до «ре» третьей октавы) альт редко используют соло. Он всегда стоял обособленно в оркестре, считался второстепенным, уступая место виолончели и скрипке.