Флейта — древнейший музыкальный инструмент после барабана, возникновение первых «дудочек», очевидно, совпало с зарей человеческой цивилизации, археологические же находки самых древних духовых инструментов датируются тысячами лет до нашей эры.
Этнические флейты — общее названия для множества самых разных инструментов — сопилок бансури, флейт Пана, индейских Пимаков, японских Сякухати, жалеек, вистлов, хулуси, казу и так далее.
Общим из них является то, что звук формируется за счет колебания воздушного столба внутри полого корпуса инструмента. Влиять на высоту звучания можно либо меняя высоту столба (зажимая или разжимая игровые отверстия), либо усиливая и ослабляя поток воздуха (так называемые «обертоновые» флейты, вроде русской калюки или скандинавского сельефлёта).
Звук формируется в свистке постоянного тона (подход, известный играющим на блокфлейте), или же при помощи особого положения губ и языка музыканта (так называемый амбушюр).
В основном, флейты делятся на продольные (поток воздуха идет вдоль воздушного столба, свисток расположен в торце инструмента) и поперечные (формирующее звук отверстие находится сбоку), хотя за тысячи лет человеческий гений породил и более причудливые варианты звукоизвлечения — поинтересуйтесь на досуге, как устроена словацкая фуяра!
Помимо общих конструктивных особенностей, все этнические флейты имеют еще одно сходство: каждая из них — это особый голос своего времени, это история целого народа, рассказанная без слов.
За внешней незамысловатостью даже самых простых деревенских дудочек кроется многовековой опыт музыкальной традиции, богатый репертуар, очарование величественной пыльной древности минувших эпох.
Этнические духовые инструменты способны украсить любую композицию, но народные флейты нельзя рассматривать исключительно как приправу к «основному блюду» — они также могут оказать неоценимую помощь в поиске музыкантом своего лица.
Возможно, вас заинтересуют эти мероприятия фонда «Бельканто»