Канон - струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры, с трапециевидным корпусом. Инструмент встречается в странах Ближнего и Среднего Востока, Азербайджане, Армении, на Балканах. Представляет собой плоский деревянный ящик прямоугольной трапециевидной формы. Верхняя часть канона состоит из деревянного покрытия толщиной примерно 4 мм, изготовленного из сосны, остальная же часть покрывается рыбьей кожей. На деревянной части верха имеются 3 резонаторных отверстия. На кожаной части верха, разделённой на 4 равные части, располагается деревянная подставка во всю ширину инструмента. Струны, будучи одним концом прикреплены к специальным отверстиям на корпусе инструмента, проходят над этой подставкой и другим своим концом закрепляются к полкам. У полков под струнами располагаются "линги" (железные рычаги), при помощи которых струны, поднимаясь и опускаясь, изменяют высоту звука на тон и полутон.
Внешне канон напоминает неглубокий деревянный ящик, на верхнюю часть которого натянуты струны. Форма – трапециевидная, большая часть конструкции обтянута рыбьей кожей. Длина корпуса – 80 сантиметров. Турецкий и армянский инструмент немного длиннее, отличается от азербайджанского настройкой звукоряда.
Для изготовления канона используют сосну, ель, ореховое дерево. В корпусе выдалбливают три отверстия. Натяжение струн регулируется колками, под которыми расположены лиги. При их помощи исполнитель может быстро поменять высоту звука на тон или полутон. Тройные струны натягивают в 24 ряда. Армянский и персидский канон может иметь до 26 рядов струн.
Играют на нем, уложив на колени. Звук извлекают щипками струн пальцами обеих рук, на которые надевается плектр – металлический наперсток. У каждого народа канон имеет свою высоту звучания. В отдельную разновидность выведен бас-канон, выше других звучит азербайджанский инструмент.
Сегодня на востоке без звучания канона не обходится ни одно мероприятие, он звучит на национальных праздниках. Здесь говорят: «Как европейский музыкант считает обязательным уметь играть на фортепиано, так на востоке исполнители музыки обязаны владеть мастерством игры на ганоне».
Возможно, вас заинтересуют эти мероприятия фонда «Бельканто»