Обычно у иранского сантура предусмотрены два регистра, что позволяет извлекать звуки в диапазоне примерно трех октав. Серебристые струны из стали (левая рука) используются для извлечения высоких нот, золотистые из латуни/меди (правая рука) – для извлечения более низких.
Особо следует сказать о настройке сантура: для этого используются колки на правой стороне, и специальный инструмент, напоминающий ключ. Сам процесс настройки сложен и требует много времени даже у опытного музыканта.
Название «сантур», согласно историческим данным, происходит от греческого «псантерина». Порой создание сантура связывают с именем царя Давида, порой приписывают его изобретение знаменитому учёному и мыслителю Х в. н. э. Аль-Фараби.
Сантур неизменно оставался популярен в Персии. На этой росписи (дворец Хашт-Бехешт в Исфахане (Иран), 1669 г.) изображена девушка, играющая на сантуре.
Постепенно сантур распространился по всему миру. Во многих странах его варианты известны под разными названиями: в России это “гусли”, у белорусов и молдован – “цимбалы”, у чувашей – “кьесли”, у эстонцев – “каннел”, у грузин – “сантуры”, у узбеков – “чянг”, а также сушествуют и другие названия. Иранский вариант сантура сегодня чаще всего можно услышать в Армении, Грузии, Азербайджане, Турции, Китае и в других странах Азии.