Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых участвует Академический Большой хор РГГУ. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с участием Академического Большого хора РГГУ и купить билет на удобную вам дату.
Хор
Первый в России «вольный университет», как неофициально называли Народный университет имени русского мецената польского происхождения А.Л. Шанявского, был основан в 1908 году и сразу выступил как оппонент официальной системы образования. Его лозунгом было: «Университет для студентов, а не студенты для университета!» И это был действительно «университет для студентов»! Его академическая жизнь существенно отличалась от традиционного устройства высших школ Российской Империи, а главным критерием отбора было только желание учиться. Здесь сформировался тип «студента-шанявца», чуждого иждивенчества и школярства, с сильной мотивацией к науке, искусствам, великолепно развитым стремлением приложить свои знания на практике.
Московские студенты наряду с обучением в своих вузах стремились посещать университет Шанявского. Ведь там читали лекции такие светила, как физик Петр Лебедев, историк Вячеслав Волгин, археолог Юрий Готье, криминалист Михаил Гернет, психолог и философ Павел Блонский, биолог Николай Кольцов, химик Александр Реформаторский, геохимик и минералог Александр Ферсман, и другие светила науки. На организуемые «у Шанявского» диспуты и семинары стремились попасть все профессора Москвы.
О Народном университете имени Шанявского написано множество научных и популярных трудов – интерес к этому беспрецедентному учебному заведению всегда заслужен и совершенно оправдан. Однако, к большому сожалению, за прошедшие десятилетия не предпринималось ни одной попытки изучения такой немаловажной составной части истории единственного в своем роде Народного университета, как музыкально-певческая, хотя она тесно переплетена с важнейшими аспектами истории российской музыкальной культуры первой четверти ХХ века.
Уникальной архитектуры здание Московского городского народного университета, построенное в 1912 году, входило в ансамбль культурного центра Миусской площади. По неписанным правилам того времени любое учебное заведение Российской Империи, независимо от формы собственности, обязано было иметь два «духовнообразующих элемента» – домовой храм и певческий коллектив. Фактически это было необъявленной частью социально-образовательного стандарта начала ХХ столетия, вплоть до Революции 1917 года. Университет Шанявского не был исключением – наряду с официально декларируемым базовым образовательным процессом здесь проводилось факультативное обучение пению и нотной грамоте всех желающих. Это ни у кого не вызывало ни вопросов, ни удивления – в тот период времени пела вся страна, пела Москва, пела Миусская площадь – оплот сразу нескольких учебных заведений с собственными хоровыми коллективами. Потребность петь была такой же естественной, как потребность дышать. Поэтому появление в Народном университете хора, а в списке изучаемых предметов – факультативных музыкальных дисциплин было воспринято как нечто должное и само собой разумеющееся. Руководил музыкальным направлением Университета выпускник Московской консерватории, музыкант-теоретик и дирижёр Юлий (Юлиан) Брандт – близкий друг семьи Шанявских.
Уже в первый год существования певческого коллектива в него пришло много желающих. Об этом свидетельствуют архивные документы, труды известных ученых по истории Университета Шанявского, воспоминания бывших воспитанников. Костяк хора изначально составили студенты и преподаватели историко-философского отделения, однако вскоре состав начал существенно расширяться за счет представителей других факультетов, а также сторонних участников, не имеющих отношение к Университету, а просто желающих петь – их с радостью принимали в ряды хора, дружески называя «наши с Миусской площади», подчеркивая тем самым истинную народность как своего учебного заведения, так и его хорового коллектива.
В хор с удовольствием приходили попеть профессора университета. В их числе – К.А. Тимирязев, Н.К. Кольцов, А.Е. Ферсман, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, П.П. Лазарев, П.Н. Лебедев и многие другие.
В те годы любительское хоровое пение во всех учебных заведениях России традиционно было неразрывно связано с торжественными актами, которые посвящались окончанию учебного года (июнь–июль), а также различным юбилейным датам – коронования императорских особ, тезоименитства и т.п. Хор Университета Шанявского пел и во время церковных служб – в университетском Домовом храме (подробные данные о нем обнаружить не удалось – они были старательно вымараны из архивов в советский период, в бытность в здании Университета Высшей партийной школы) и возведенном неподалёку грандиозном соборе Св. Александра Невского (уничтожен в середине ХХ столетия).
Значительную роль в становлении и развитии хора Народного университета сыграл композитор и дирижер Всеволод Ануфриевич Дуневич, добровольный помощник Юлия Брандта. Репертуар коллектива был традиционен для своего времени – лучшие авторские образцы русской духовной музыки, обиходный церковно-певческий репертуар (песнопения Всенощного бдения, Божественной литургии и специальных богослужений), мировая хоровая классика, народные песни в различных обработках. Хор Университета неоднократно приглашался для участия в постановках частной оперы Саввы Мамонтова (ныне – Московский театр Оперетты), что позволяло пополнять репертуар хоровыми сценами из лучших опер.
Как известно, в хоре Университета Шанявского пел и Сергей Есенин (ведь в казенный университет без гимназического аттестата его ни за что бы ни взяли) вместе с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. Будущий знаменитый поэт трудился в партии вторых теноров – по воспоминаниям Филипченко, голос у него был небольшой, но с приятным тембром и тонким «рязанским» вибрато. В хоре Есенин пробыл всего полтора года (1913-14 гг.), после чего оставил Университет и снова уехал в деревню.
Число участников университетского хора неуклонно возрастало: в 1912/1913 академическом году оно составило 76 человек, в 1913/14 – 87, а в 1916/17 – уже 112! Для удобства студентов, большинство из которых еще и работали, музыкальные занятия проводились в вечернее время три раза в неделю в самой большой аудитории Университета, получившей неофициальное название «Филармоническая» – кроме лекций и репетиций здесь регулярно проводились концерты лучших московских исполнителей. Сохранившаяся до наших дней аудитория амфитеатровой постройки изначально была сконструирована с применением невероятного акустического эффекта «Звук вокруг», позволяющего создавать у слушателей ощущение кругового обволакивающего звучания – как в речи, так и в музыке. Кроме формирования уникального эффекта, акустика помещения проектировалась таким образом, чтобы звук от падающей на сцене монеты был отчетливо слышен на самых верхних балюстрадах аудитории – подобной особенностью отличались лучшие греческие и римские зрелищные сооружения. Для проведения массовых лекций и собраний такие акустические свойства неоценимы, равно как и для музыкальных мероприятий. Многие большие артисты почитали за честь выступить в уникальном университетском амфитеатре, объединившем в себе классическую античную архитектурную концепцию с передовыми по тем временам технологиями. Известно о выступлениях в стенах Народного университета Шаляпина, Лемешева, Неждановой, Вертинского...
Сорокалетний, полный сил Федор Иванович Шаляпин с удовольствием исполнял вместе с университетским хором знаменитую «Дубинушку», «Вдоль по Питерской», «Эй ухнем!» и «Великое Славословие» Струмского. Памятуя свой вокальный дебют именно в хоре (в оперном театре г. Уфы), Шаляпин питал к хорам особо нежное отношение, а о любительских коллективах, которых тогда было не мало, отзывался как о подвижниках на ниве музыки и привечал особо. В дневниках знаменитого театрального художника Константина Коровина, большого друга Шаляпина, есть такое упоминание: «...вчера Федор Иванович вновь собрал у себя певчих из университета с Миуссов на блины с брусничным вареньем. Опять выпили и много пели до утра». В этом отрывке воспоминаний маленькие, казалось бы, незначительные речевые вставки «вновь» и «опять» на самом деле несут большую информационную нагрузку – они позволяют сделать вывод о том, что подобные неформальные встречи участников хора Народного университета с великим русским артистом в его большом гостеприимном доме на Новинском бульваре носили отнюдь не разовый характер и являются яркой иллюстрацией если не крепкой дружбы, то прочной взаимной симпатии.
В эти годы у хора установились творческие связи с певцами Большого театра, многочисленными московскими хорами, симфоническими оркестрами. Выступления хора Народного университета становились популярными и пользовались неизменным успехом. Вместе с лучшими профессиональными коллективами хор Университета Шанявского принимал участие во многих государственных концертных мероприятиях.
Просветительская деятельность хора и его периодические выступления с великими артистами того времени привлекли внимание Сергея Дягилева, пропагандиста русского искусства за рубежом. По рекомендации Шаляпина хор Университета Шанявского вместе с хором находящегося неподалеку Промышленного училища был дважды приглашен лично Дягилевым для участия в театрально-концертной антрепризе, известной во всем мире как «Русские сезоны в Париже» (1913 и 1914 гг.). Кроме мировых премьер великих балетов и оперных спектаклей в рамках «Сезонов» проводились и так называемые «Вторичные концерты», а также «Музыкальные салоны» и «Ассамблеи искусств», на которых выступали различные артисты и коллективы, экспонировались работы русских художников и скульпторов. Французскую публику покорило исполнение хором Народного университета под управление Юлия Брандта русской народной песни «Со вьюном я хожу» в знаменитой «витиеватой» обработке Н. Римского-Корсакова. Газета «Либерте» на другой день после выступления отметила, что «...Шанявски-хор из России выплетал на сцене настоящие русские кружева».
После революции в течение 1919-20 годов Университет Шанявского был ликвидирован. Вместе с ним прекратил свое существование и его замечательный хор. Долгое время в здании на Миусской площади находилась Высшая партийная школа. И только сейчас этот легендарный архитектурный ансамбль (с большим трудом внесенный в Федеральный реестр выявленных объектов культурного наследия – памятников истории и культуры), используется в русле традиций: в нем размещается Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). У его парадного входа торжественно установлен скульптурный памятник генералу-просветителю Альфонсу Леоновичу Шанявскому, который смело бросил вызов Московскому императорскому университету и на собственные средства создал свой университет, воистину народный.
Прошли годы, десятилетия, скоро минует век, как построено здание на Миуссах. Отрадно, что в исторических стенах вновь звучит большой стройный хор бескорыстных любителей совместного пения, способный возродить и приумножить былую славу Хора Народного университета имени А.Л. Шанявского - Академический большой хор РГГУ под управлением Бориса Тараканова. И творческое кредо этого коллектива полностью соответствует целям хора, созданного здесь в далеком 1912 году – концертное, просветительское, воспитательное и социальное служение своей Alma Mater Studiorum и своему народу.
Возможно, вас заинтересуют ближайшие мероприятия фонда «Бельканто»