Фонд «Бельканто» Фонд Бельканто предлагает большую афишу концертов классической музыки в Москве 2024-2025: расписание всех классических мероприятий, онлайн продажа билетов, отзывы посетителей. Купите билет на классический концерт в Москве уже сегодня! 8 (499) 923-22-78 8 (800) 770-09-71
Москва ул. Старосадский пер.,7/10 стр.10
Логотип Фонда «Бельканто»
1. Войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь, если покупаете у нас в первый раз.
2. Пройдите в раздел «Рассылка» в личном кабинете после авторизации в нём. Если вы подписаны на рассылку, то увидите билеты с льготными ценами на сайте. Если нет, подпишитесь, и покупайте билеты вдвое дешевле!
Хочу скидку 50 %
с 10:00 до 20:00 по вопросам о мероприятиях мероприятий
8 (800) 770-09-71
для регионов

Концерты с музыкой Клода Дебюсси в Москве

Клод Дебюсси

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Клода Дебюсси . На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Клода Дебюсси и купить билет на удобную вам дату.

Краткая биография композитора

Клод Ашиль Дебюсси — французский композитор. Ведущий представитель музыкального импрессионизма.

Дата рождения: 22 августа 1862 г.

Дата смерти: 25 марта 1918 г.

Возраст: 55 лет

Место рождения: Сен-Жермен-ан-Ле, Сена и Уаза, Франция

Место смерти: Париж, Франция

Деятельность: композитор, критик.

Клод Ашиль Дебюсси - один из самых значительных представителей французской классической музыки рубежа XIX и XX веков.


Читать полную биографию

Афиша концертов с музыкой Клода Дебюсси в Москве

Концерт «Рождественский вечер с арфой и саксофоном» от фонда Бельканто пройдет 5 января 2025 в 15:00 в Москве. Зал — Усадьба Кусково. Большая каменная оранжерея, купить билет на концерт
Воскресенье
5 января 2025
15:00
75 минут
6+
Проект: VIII Международный фестиваль Шереметевские сезоны в Кусково
Усадьба Кусково. Большая каменная оранжерея г. Москва, ул. Юности, 2 строение 7
2800 - 3300 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные

Отзывы с концертов

Сочетание классических инструментов 18 века и зажигательных духовых второй половины двадцатого столетия подарило незабываемые впечатления! Хотелось бы пережить эмоции, подаренные концертом, вновь и вновь! Особенно запали в душу произведения «Лебедь» К. Сен-Санса и «Лунный свет» К. Дебюсси! Спасибо, что украсили субботний вечер!
Татьяна Головина
15.09.2023

Ранние годы композитора

Родился 22 августа 1862 года в пригороде Парижа в Сен-Жермен-ан-Ле в семье мелкого торговца — владельца небольшой посудной фаянсовой лавки. Когда Клоду исполнилось два года, его отец продал свой магазинчик, и вся семья переехала в Париж, где Дебюсси-старший устроился на работу бухгалтером в частной фирме. В Париже и прошло почти всё детство Клода Дебюсси за вычетом времени Франко-прусской войны, когда мать будущего композитора уехала вместе с ним в Канн, подальше от военных действий. Именно в Канне юный Клод в 1870 году начал брать первые уроки фортепиано; по возвращении в Париж занятия продолжились под руководством Антуанетты Моте де Флёрвиль, тёщи поэта Поля Верлена, к тому же называвшей себя ученицей Фредерика Шопена.

Обучение и первые успехи музыканта

В 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию. В классе фортепиано он занимался у известного пианиста и педагога Антуана Мармонтеля, в классе начального сольфеджио — у именитого традиционалиста Альбера Лавиньяка, а орган ему преподавал сам Сезар Франк.

В 1874 году Клод получил премию за исполнение концерта Шопена и заслужил репутацию прекрасного пианиста.
Во время летних каникул 1879 года Дебюсси развлекал гостей замка Шенонсо и быстро пристрастился к роскоши. Через год в поисках красивой жизни юноша устроился музыкантом и преподавателем в дом покровительницы Петра Ильича Чайковского, Надежды фон Мекк, и 2 лета путешествовал по Франции, Швейцарии, Италии и России. К 1882 году Клод сочинил миниатюры "Ballade à la lune", "Madrid, princesse des Espagnes" и фортепианное «Трио соль мажор».

В консерватории Дебюсси неоднократно вызывал гнев преподавателей, нарушая классические каноны композиции. Тем не менее, в 1884 году он получил престижную «Римскую премию» за кантату «L'enfant prodigue» и продолжил обучение в Италии. Местная музыка не вдохновляла Клода, предпочитавшего воплощать собственные творческие идеи, не попадая под влияние знаменитых коллег.

Именно поэтому произведения итальянского периода жизни Дебюсси, согласно учебному контракту представленные в консерваторию, педагоги сочли причудливыми, витиеватыми и непонятными. Вернувшись в Париж, Клод ненадолго потерял «музыкальную свободу», попав под влияние чувственных мелодий Рихарда Вагнера, но вскоре понял, что у творчества прославленного немца нет будущего.

Карьера композитора

Ранние произведения Дебюсси несколько раз исполнялись на публике, но не принесли ему громкого успеха и популярности. Несмотря на это, коллеги-композиторы признали талант молодого автора и в 1893 году приняли его в комитет Национального музыкального общества, где Клод представил только что сочиненный «Струнный квартет», который впоследствии оказал влияние на музыку Мориса Равеля.

В том же году произошло событие, имевшее ключевое значение для творческой биографии Дебюсси. Композитор посетил премьеру спектакля по пьесе Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда" и решил, что эта постановка должна переродиться в оперном жанре. Вскоре Дебюсси получил согласие бельгийского автора на музыкальную адаптацию произведения и, не теряя времени, принялся за работу.

Основные наброски будущей оперы композитор завершил в декабре 1894 года. Тогда же в Национальном музыкальном обществе была представлена симфоническая поэма-прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», которая получила публичное признание.

В 1900 году Клод начал посещать встречи неформального общества «Les Apaches», в которое входили молодые художники, поэты, критики и музыканты со статусом «художественных изгоев». Многие члены этой организации присутствовали на премьере оркестровых «Ноктюрнов» Дебюсси под названием «Облака», «Празднества» и «Сирены». Рецензии на это произведение были неоднозначными: одни критики считали, что композитор сделал большой шаг назад, другие хвалили силу, очарование, необычайную живость и блестящую фантазию автора.

С 1898 года Клод работал над постановкой дебютной оперы и вел переговоры с руководством парижского театра в лице Андре Мессаже и Альбера Карре. В итоге в апреле 1902-го в «Opéra-Comique» состоялась премьера "Пеллеаса и Мелизанды", которая разделила публику на поклонников и скептиков. Хотя мнение о новом произведении Дебюсси было неоднозначным, опера быстро стала популярной и сделала автора кавалером Ордена «Почетного легиона», известным во Франции и других странах Европы. Вокальная партитура была опубликована в мае 1902 года, а полное издание нот вышло в 1904-м.

В 1905 году в Париже Дебюсси впервые представил симфоническое произведение «Море», которое вновь породило споры, подогревавшие интерес к творчеству композитора. В конце 1900-х годов сочинения Клода часто появлялись в концертных программах на родине и за границей. Особой популярностью пользовалась сюита «Детский уголок» и ее фрагменты «Снег танцует» и «Маленький пастух».

Признание публики подталкивало Дебюсси к работе. В 1910-1913 годах композитор создал самые известные пьесы для фортепиано, особое место среди которых заняли «Прелюдии», состоявшие из 2 тетрадей и включавшие такие миниатюры, как «Девушка с волосами цвета льна» и «Терраса свиданий при лунном свете».

В 1914 году Клод начал работу над циклом из 6 сонат для различных инструментов, но смертельная болезнь помешала ему завершить задуманное полностью. Последним шедевром Дебюсси стало произведение для скрипки и фортепиано, написанное в 1917-м.

Семья и личная жизнь композитора

В годы учебы в консерватории Дебюсси впервые испытал сильное романтическое чувство. Его увлечением была студентка певческого класса по имени Мари, бывшая замужем за покровителем молодых музыкантов Анри Васнье. Вскоре девушка стала любовницей и музой композитора, эти отношения продолжались в течение 7 лет.

В 1890 году Мари разорвала отношения с Дебюсси и вернулась к супругу. От любви композитора остались 27 песен, посвященные прекрасной исполнительнице, последней из которых стала лирическая композиция «Мандолина».

Вскоре после расставания с мадам Васнье Клод познакомился с дочерью портного из Лизье, которую звали Габриель Дюпон. Через 3 года после начала отношений Клод и Габи начали совместную жизнь в Париже. В то же время Дебюсси завел роман с певицей Терезой Роже и в 1894 году официально предложил ей руку и сердце. Друзья и знакомые осудили легкомысленное поведение композитора и поспособствовали расторжению этой помолвки.

Спустя 5 лет Клод, наконец, женился на своей подруге Мари-Розали Текстье по прозвищу Лилли. Интересен тот факт, что согласие невесты композитор получил под угрозой самоубийства. Молодая супруга была ласковой, практичной и прямолинейной, она очень понравилась людям, окружавшим Дебюсси.

Однако Лилли не блистала умом и совершенно не понимала музыку, поэтому Клод, жаждущий возвышенных отношений, отправил супругу к родителям и начал роман с замужней певицей Эммой Бардак. Законная жена композитора узнала об измене и попыталась покончить с собой. Этот поступок привел к публичному скандалу, который лишил Дебюсси поддержки и уважения коллег и друзей.

В 1905 году беременная любовница Клода ушла от мужа, и пара укрылась от общественного мнения в Лондоне. Когда разговоры утихли, влюбленные вернулись во Францию и купили дом в Париже на авеню Фош, где вскоре родилась единственная дочь композитора, получившая имя Эмма и ласковое прозвище Шушу. Спустя 3 года после появления ребенка Бардак и Дебюсси поженились и провели вместе остаток жизни.

До сих пор неизвестно, любил ли Дебюсси кого-нибудь по-настоящему. Одержимый музыкой, он совершенно не думал о собственной личной жизни. Можно предположить, что композитор испытывал теплые чувства к дочери, ставшей объектом многочисленных фото, обнаруженных в архиве знаменитого француза.

Смерть великого композитра

В 1908 году Дебюсси поставили диагноз – колоректальный рак, впоследствии ставший причиной смерти композитора, который 10 лет провел в борьбе со страшными болями. В 1915-м врачи прооперировали Клода, но результатом было лишь временное улучшение.

Когда болезнь отступала, знаменитый француз продолжал сочинять музыку и выступать с концертами, в последний раз его видели в обществе на премьере «Сонаты для скрипки и фортепиано» 14 сентября 1917 года.

В начале 1918-го Клод оказался прикованным к постели и жил только благодаря заботам жены Эммы и дочери Шушу. Лечение больше не помогало, и 25 марта 1918 года Дебюсси умер в Париже, в собственном доме на авеню Фош.

События Первой мировой войны помешали организовать торжественные похороны. Тело композитора пронесли по пустым столичным улицам и временно погребли на кладбище Пер-Лашез. Это место противоречило последней воле покойного, который хотел «отдохнуть среди деревьев и птиц», поэтому через год гроб Дебюсси перенесли на тихий погост на правом берегу Сены, неподалеку от Булонского леса.

Судьба отмерила Дебюсси всего лишь 55 лет жизни. Однако столь малого времени хватило, что коренным образом изменить европейскую музыкальную историю. Творчество этого французского гения стало не только венцом большой утонченной эпохи музыкальной истории, но и тем самым флагманом, который открыл дорогу новым парадигмам в искусстве XX и XXI столетий.

Основные произведения

  • 1882 – Сюита «Триумф Вакха»
  • 1882 – Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано
  • 1887 – Сюита «Весна»
  • 1891 – Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна»
  • 1893-1895 – Опера «Пеллеас и Мелизанда»
  • 1894 – «Образы»
  • 1906-1908 – Сюита «Детский уголок»
  • 1910 – Прелюдии (Тетрадь 1)
  • 1911-1913 – Прелюдии (Тетрадь 2)
  • 1914 – «Героическая колыбельная»
  • 1916-1917 – Соната для скрипки и фортепиано

Интересные факты о музыканте

  • С 1910 года Дебюсси выступал как дирижер и пианист, пропагандируя собственные произведения. В 1913 году он посетил также Россию, где с большим успехом дирижировал оркестром Кусевицкого в Петербурге и Москве.
  • Дебюсси много сотрудничал в газетах и журналах в качестве музыкального критика; его критические статьи собраны в книге "Господин Крош - антидилетант".
  • Надежда фон Мекк была близко знакома с Петром Чайковским и состояла с ним в переписке. Нередко она упоминала в ней и Дебюсси, называя его сначала «пианистик» или «французик», а позже - уже «музикус» и «хороший партнер для игры в 4 руки».
  • Композитор был довольно скромным человеком, его не привлекала слава и всенародная любовь. Он даже не всегда посещал премьеры своих опер, предпочитая оставаться в тени. А свой невероятный талант он объяснял просто как дар Всевышнего: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал».
  • Семейная жизнь с Розалией Тескье строилась почти в полной нищете: молодой жених прямо в день свадьбы давал урок музыки, чтобы получить оплату и накрыть хоть какой-то праздничный стол.
  • Дебюсси сочетал в себе две странные особенности, на первый взгляд, несовместимые друг с другом. С одной стороны, он отказывался покидать пределы дома, если прачка не принесла еще чистое белье. С другой, мог спокойно прогуливаться по своим делам в домашней обуви - от ходьбы у него часто болели ноги.
  • Некоторые исследователи творчества Дебюсси считают, что он создавал свои произведения на основе математических моделей, а в некоторых его сочинениях и вовсе находят последовательности Фибоначчи. Об этом очень подробно написал в своей книге «Дебюсси в пропорциях» шотландский музыковед Рой Ховат.
  • Имя Дебюсси носит небольшой горный хребет на Острове Александра I, один из кратеров Меркурия, а также одно из небесных тел (4492) в главном поясе астероидов.
  • Биографы композитора считают, что он был не просто знаком с выдающимися мистиками своего времени, но и сам был непосредственно связан с различными оккультными кружками и объединениями. В книге «Священная загадка» вообще утверждается, что Дебюсси был одним из великих магистров «Сионской общины».
  • Композитор изображён на французской банкноте в 20 франков образца 1980 года, выпускавшейся с 1981 по 2001 год.