Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Степана Аникиевича Дегтярева. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Степана Аникиевича Дегтярева и купить билет на удобную вам дату.
Степан Аникиевич Дегтярев (1766 - 1813) - русский композитор и дирижер. Наиболее значительное сочинение Дегтярева - оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1811 на текст Н. Д. Гончарова) приближается по форме к опере. Дегтярев написал также несколько духовных концертов.
Родился 18 марта 1766 года. Дирижёр хоровой капеллы и музыкальный руководитель крепостного театра гр. Шереметевых, композитор, пианист. Родился в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии, крепостной гр. П. Б. Шереметева. Музыкальную службу начал певцом в театре графа с 7 лет, затем учился в школе при его театре в подмосковном имении Кусково. Шереметевы дают ему отличное по тем временам музыкальное и общее образование. Музыкальная подготовка его включала изучение теоретических дисциплин, обучение сольному пению у Бабарини, игру на скрипке, фортепиано, гуслях. С 1780 в театре Шереметевых начал работать виолончелист, композитор, дирижёр и педагог Иоганн Фациус, под руководством которого Д. продолжил музыкальное образование. Затем Дегтярев учился у знаменитого итальянского маэстро Дж. Сарти, посещал занятия по русской словесности и итальянскому языку в Московском университете, ездил со своим учителем в Италию. К 1786 он - один из самых образованных музыкантов своего времени и ведущий оперный певец. Он в совершенстве владел итальянским, немецким, французским языками, играл на гуслях, скрипке, фортепиано, выступал как солист, ансамблист, руководитель инструментальных и певческих капелл, редактировал музыкальные опусы других авторов, создавал собственные. Любимое детище Дегтярева - певческая капелла (по численности около 40 человек), выступавшая в лучших залах Петербурга и Москвы. Он также выступал на сцене крепостного театра не только как певец (тенор), но и как драматический актёр. Завершив карьеру оперного певца, наш земляк стал во главе театра гр. Шереметьева. Как руководитель музыкальных служб, но и принимал деятельное участие в концертах рогового и симфонического оркестров. В его обязанности входило также обучение пению крепостных актёров и актрис, организация в Москве по желанию графа публичных выступлений, редактирование иностранных опер с целью приспособления их для нужд крепостного театра, репетиции с оркестром, дирижирование и режиссура спектаклей. Он же "апробировал голоса" поступавших из южных вотчин Шереметьева мальчиков и девочек, а иногда сам ездил в Борисовку для отбора певчих. В конце 1790-х молодой гр. Н. П. Шереметев стал охладевать к театру и капелле. После ликвидации театральной труппы в 1807 он сохранил лишь певческую капеллу под управлением Дегтярева
В историю русской музыки он вошёл как талантливый композитор, мастер сочинений для хора "а капелла". Наследие композитора весьма обширно, но точного списка его сочинений нет. Из "Реестра" капеллы Д. Н. Шереметьева известно 96 названий сочинений Дегтярёва: оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы", по одному трёхголосному и двуххорному концерту, 69 четырёхголосных концертов и 23 хоровые пьесы. Оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" на текст Н. Д. Горчакова была исполнена под управлением автора в обстановке патриотического подъёма кануна Отечественной войны 1812 года. Звучание симфонического оркестра, эффекты рогового оркестра и пушечной пальбы в апофеозе, в сочетании с умелым развитием музыкальной драматургии произвели огромное впечатление. Оркестр составлен был почти из 200 музыкантов и певцов. Хоровые части из оратории стали хрестоматийными, они входили в репертуар любительских, учебных, а также профессиональных хоров. Ещё одна сторона творчества Дегтярёва - это обучение крепостных инструменталистов и певцов. С этой целью он составил "Историческую хрестоматию церковного пения", изданную в Петербурге лишь в 1902. С воспитательно-педагогической деятельностью композитора связана и его работа над переводом обширного исследования Винченцо Манфредини "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке..." (СПБ, 1805), которое стало одним из первых музыкальных методических трудов. Будучи одним из виднейших музыкальных деятелей Москвы, Дегтярёв в то же время подвергался всем унижениям, какие выпадали на долю крепостного. Лишь в 1808 он разрешили жениться. Его супругой стала 23-летняя Аграфена Григорьевна Кохановская, дочь талантливого крепостного актёра, приписанная к слободе Михайловке Дмитриевского уезда Курской губернии. С началом войны он с женой и детьми с потоком беженцев отправился в Курск. Вскоре он стал регентом у льговского помещика. С освобождением Москвы Дегтярёвы вернулись домой. Живя в нищете, тяжело больной Степан Аникиевич приступил к созданию новой оратории - "Торжество России и истребление врагов её, или Бегство Наполеона из России". Завершить своё произведение композитор не смог.
Он ушёл из жизни - 5 мая 1813 года.