Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Гаэтано Доницетти . На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Гаэтано Доницетти и купить билет на удобную вам дату.
Гаэтано Доницетти (1797 —1848) —итальянский композитор. Композицию изучал в родном городе у немецкого композитора С. Майра, а позднее в Болонском музыкальном лицее у аббата Маттеи. Еще в юношеском возрасте Доницетти написал несколько струнных квартетов и три оперы, не исполнявшихся на сцене. В 1818 году в Венеции была поставлена его опера «Энрико, граф Бургундский»; успех этого произведения побудил композитора посвятить себя оперному творчеству. Первые оперные сочинения Доницетти были написаны под большим влиянием Россини. В начале своей деятельности Доницетти сочинял с исключительной быстротой и легкостью, ежегодно по три-четыре оперы (опера «Ночной звонок», например, была создана всего за девять дней). Но эти произведения Доницетти, хотя и хорошо принимались зрителями, недолго удерживались на сцене. Лишь наиболее значительные произведения — «Любовный напиток» (пост. 1832, Милан), «Лукреция Борджа» по драме Гюго (пост. 1833, Милан) —сохранились в репертуаре до наших дней.
В начале 1830-х годов Доницетти пришлось выдержать соперничество с Беллини, чьи оперы восторженно принимались зрителями. После того как Россини отошел от оперной деятельности, а Беллини умер, Доницетти остался единственным значительным композитором итальянской музыкальной сцены; театры наперебой заказывали ему оперы. В 1835 году Доницетти был приглашен профессором композиции Неаполитанской консерватории, а в 1837–1838 годах состоял ее директором. В 1844 году вследствие психического заболевания Доницетти вынужден был отойти от музыки.
Всего Доницетти создал 70 опер, разнообразных по жанру и характеру. Среди них были драматические произведения, написанные в стиле французской «большой оперы» — «Мария Стюарт», «Фаворитка», романтические — «Цыганка», сентиментальные комедии — «Линда ди Шамуни», французские комические оперы — «Дочь полка», оперы-буфф — «Дон Паскуалле». Доницетти написал также три оперы на сюжеты из русской жизни — «Петр Великий, русский царь» и «Саардамский бургомистр», в основу содержания которых положены эпизоды из жизни Петра I, и «Восемь дней в двух часах, или Сибирские изгнанники», повествующая о похождениях польского эмигранта Бенёвского, бежавшего на Камчатку. Последней оперой, написанной Доницетти, была «Катерина Корнаро» (пост. 1844). Помимо опер Доницетти принадлежит несколько сборников песен и дуэтов.
Оперы Доницетти, в отличие от произведений Беллини и молодого Верди, отвечавших и патриотическим чувствам итальянского народа в период национально-освободительного движения, имели успех у тогдашней публики благодаря романтическому пафосу, темпераментной, но подчас поверхностной музыке, мелодраматическим сюжетам, эффектным ариям, дававшим возможность певцам блеснуть вокальной техникой. Лучшие оперные страницы Доницетти изобилуют запоминающимися, выразительными мелодиями, часто имеющими характер народных песен. Наряду с простыми, безыскусными каватинами и романсами. Доницетти создавал в своих оперных произведениях интересные сложные ансамбли, виртуозные колоратурные арии.