Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Дюка Эллингтона. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Дюка Эллингтона и купить билет на удобную вам дату.
Дюк Эллингтон (1899 - 1974) - американский композитор-экспериментатор, виртуозный пианист, аранжировщик, руководитель легендарного оркестра, "столп" и мэтр американского джаза. Посмертно награждён Пулитцеровской премией.
Эллингтон родился в Вашингтоне в семье со средним достатком. Его отец Джеймс Эдвард служил клерком в Военно-морском министерстве США, а затем стал дворецким в Белом доме. Эллингтон с детства был очень привязан к своей матери Дейзи, которая очень любила и баловала его. У Эллингтона еще в детстве проявилось художественное дарование, и он даже выиграл конкурс на лучший плакат, организованный Национальной ассоциацией развития цветного населения США. Ему была предложена стипендия для учебы в художественном колледже, но Эллингтон, рано самостоятельно научившись игре на пианино, подбирая на слух популярные мелодии в стиле рэгтайм, решил заняться музыкой профессионально. Он организовал оркестр и стал выступать в клубах Вашингтона, а затем перебрался в Нью-Йорк, где стал выступать в самых знаменитых ночных клубах.
В 1918 году Эллингтон организовал ансамбль, с которым успешно концертировал в Нью-Йорке. В 1924-1925 годах записал свои первые грампластинки. А в 1927 году организовал оркестр для регулярных концертов в знаменитом гарлемском Коттон-клубе, продолжавшихся до 1932 года. С 1933 года неоднократно гастролировал в Европе (в 1971 году — в СССР).
В 1943 году оркестр Эллингтона открыл серию концертов в нью-йоркском Карнеги-Холле исполнением композиции, написанной Эллингтоном, Black, Brown and Beige; в 1951 году состоялся концерт в театре Метрополитен-опера, на котором прозвучала эллингтоновская Harlem Suite; в 1955 году — исполнение композиции Night Creature в Карнеги-холле, в 1957 году — исполнение совместного сочинения Эллингтона и Б. Стрэйхорна Such Sweet Thunder в Таун-холле.
1950-1960-е годы — период интенсивной концертной деятельности оркестра Эллингтона, участия в радиопрограммах, фильмах, джазовых фестивалях, многочисленных гастролей по США, Европе, Азии и Латинской Америке.
Эволюция стиля Эллингтона тесно связана с творческой деятельностью работавших вместе с ним музыкантов-импровизаторов. Многие аранжировки для ансамбля обнаруживают влияние традиционного джаза. В 1927 году Эллингтон отказался от следования привычным стандартам, начав свои смелые эксперименты в области оркестрового письма, техники композиции и аранжировки. Самобытный эллингтоновский стиль сформировался в 1930-е годы, в «коттонский» период. Оркестр превратился в коллектив солистов, основным методом работы которого стало совместное композиторское творчество музыкантов, причем законченность каждой создаваемой композиции служила лишь отправной точкой для ее дальнейшего импровизаторского переосмысления.
С именами участников эллингтоновского оркестра — Баббера Майли, Кути Уильямса и Дж. Трики Сэма Нэнтона — связана разработка специфических приемов игры на духовых инструментах (имитация человеческого голоса, извлечение хриплых, рычащих звуков и т. п.). Отсюда возникла одна из наиболее своеобразных стилевых концепций Эллингтона — так называемый «стиль джунглей». Иной тип выразительности воплотился в «стиле настроения», отличающемся утонченностью и изысканностью оркестрового колорита, мягкой лиричностью мелодики, блюзовой окрашенностью звучания. Влияние академической музыки, тяготение к пышной красочности оркестра, виртуозности солистов, монументальности и усложненности форм ощущается в композициях «концертного стиля». Эллингтон является также автором балетов, оперы Boola (1946).