Еру́н Анто́нисон ван А́кен (около 1450—1516), известный, как Иероним Босх - выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. В своих картинах он соединял такие вещи, которые не соединял до него никто - причудливые черты средневековой фантастики, философской притчи, сатиры и фольклора.
Предки Иеронима Босха были художниками. Дед по отцовской линии, Ян ван Акен, рисовал для Братства Богоматери (предположительно, именно он автор «Распятия» в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе). Из пяти сыновей Яна ван Акена трое (включая будущего отца Иеронима - Антония) также стали художниками. Первые уроки художественного ремесла Босх получил в семейной мастерской. Тогда же он взял псевдоним, по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch). В 1478 году, после смерти отца, Иероним наследует его мастерскую. А уже в 1480 году в документе впервые упоминается «Хиеронимус-живописец». В это же время, он заключает брак с Алейт Гойартс ван дер Меервенне - девушкой из богатой и знатной семьи. Её солидное приданное избавило художника от недостатка в средствах и позволило ему сосредоточиться исключительно на творчестве.
Известно, что Босх состоял в Братстве Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») - религиозном обществе, состоявшем из монахов и мирян. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось делами милосердия. Как живописцу, Босху поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства, и заканчивая написанием створок алтаря или, даже… модели канделябра. Помимо поручений Братства, Босх выполнял и другие работы. Среди тех, кто приобретал его картины, встречаются фамилии самых влиятельных в Хертогенбосе семейств. Вскоре слава художника становится европейской. Среди наиболее известных заказчиков - правитель Нидерландов и король Кастилии Филипп I Красивый, Маргарита Австрийская, венецианский кардинал Доменико Гримани. Из немногих сохранившихся до наших дней произведений Босха, лишь 7 подписаны им, и ни одно не датировано. В настоящее время известно 25 картин и восемь рисунков Босха.
Удивителен подход художника к решению пространственных задач. В больших фантасмагориях он создает неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель. Многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка. Кроме увлечения живописью, Босх занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками. Творчество выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти, сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и мистики».
Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали «Сад неземных наслаждений», «Извлечение камня глупости», «Семь смертных грехов».
Отзывы с концертов