Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Франца Лахнера. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Франца Лахнера и купить билет на удобную вам дату.
Лахнер Франц (1803-1890) - выдающийся композитор, отличавшийся особенно искусством в контрапункте.
Музыке учился в 1810—15 у своего отца, органиста, затем с 1819, будучи учеником гимназии в Нейбурге на Дунае, — у ректора Эйзенгофера. Испытав свои силы в разных областях композиции и в игре на фортепиано, органе и виолончели, Лахнер решил избрать музыкальную карьеру. В 1820—21 годах он жил в Мюнхене, давая уроки музыки и продолжая собственные занятия музыкой под руководством капельмейстера Этта. В 1822 он добился места органиста при протестантской церкви в Вене (до 1834), где сблизился с Шубертом и вынес большую пользу из Мартиновена. В 1826 Лахнер сделался вице-капельмейстером, а в 1828 — первым капельмейстером театра "Kärntnerthor" и занимал эту должность до 1834, когда получил место капельмейстера в Мангейме. В 1835 Лахнер стал придворным капельмейстером в Мюнхене, где также выступал в качестве дирижера придворной оперы, церковных концертов придворной капеллы и концертов музыкальной академии. Лахнер вел необыкновенно энергичную и плодотворную деятельность, но всё же находил при этом еще достаточно времени для композиции. Он управлял музыкальными празднествами в Мюнхене 1854 и 1863, в Ахене 1861 и 1870 и др. Уже в 1852 последовало почетное назначение его на должность Generalmusikdirektor’а, имевшее целью удержать его на продолжительное время в Мюнхене. Однако чрезвычайно антипатичный Лахнеру культ Вагнера, постепенно развивавшийся в Мюнхене, заставил его в 1865 просить отставки; она и была ему дана сначала в виде отпуска, а с 1868 окончательно (пенсия).
В 1872 мюнхенский университет возвел Лахнера в степень доктора философии. Из произведений композитора издано около 190. Из них на первом плане стоят сюиты для большого оркестра op. 113, 115, 122, 129, 135, 150 и 170 (бальная сюита), — настоящие перлы контрапунктического искусства, затем следуют его 8 симфоний (Symphonia appassionata, op. 52, 1835 премирована обществом "Gesellschaft der Musikfreunde" в Вене), оперы: "Die Bürgschaft" (Пешт 1828), "Alidia" (Мюнхен 1839), "Catharina Cornaro" (там же 1841) и "Benvenuto Cellini" (там же 1849), оратории: "Moses" и "Die vier Menschenalter"; реквием op. 146, торжественная месса, 2 stabat Mater op. 154 и 168, ряд других месс, псалмов, мотетов и пр., 5 струнных квартетов, несколько фортепианых квартетов, квинтетов, секстетов, 1 нонет для духовых инструментов, серенада для 4 виолончелей, элегия для 5 виолончелей, трио; скрипичные и органные сонаты, фуги и пьесы для органа; множество романсов, вдохновленных близким знакомством с Шубертом; хоры, пьесы для пения с оркестром и пр. Сюиты Лахнера занимают совершенно своеобразное место в литературе и служат как бы некоторого рода современным продолжением оркестрового стиля Баха и Генделя. Совершенство контрапунктической техники наряду с благородством изобретения обеспечивает им в будущем ту высокую оценку, которой они не вполне добились в настоящее время.