Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Готлиба Теофила Муффата. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Готлиба Теофила Муффата и купить билет на удобную вам дату.
Готлиб Теофил Муффат (1690 - 1770) Его отец Георг Муффат, выдающийся композитор своего времени, написал большое количество инструментальных и хоровых сочинений. На протяжении шести лет он работал в Париже, знакомился с современной ему французской музыкой, особенно тщательно изучал творчество Ж.Люлли. Позже Муффат-старший жил в Стамбуле и Вене, был органистом в Зальцбурге, много лет провел в Риме. В Пассау он служил придворным капельмейстером. Наиболее значительное произведение Георга Муффата – «Suavioris harmoniae instrumentalis hiporchematicae fiorilegium» («Цветник сладостной инструментальной гармонии»). Помимо композиции, Георг Муффат много времени уделял проблемам исполнительства, в частности орнаментики. Именно он до самой своей смерти был музыкальным руководителем сына, оказав огромное влияние на будущего композитора. После смерти отца Готлиб переехал в Вену и поступил в кайзеровскую капеллу, где учился у знаменитого композитора и теоретика Иоганна Йозефа Фукса (1660-1741). Фукс был наставником своего талантливого ученика в течение тридцати лет. Под его руководством Муффат изучал теорию музыки, композицию и игру на клавире. Успехи Муффата были столь велики, что Фукс ходатайствовал перед кайзером Леопольдом I о предоставлении молодому музыканту должности органиста. 3 апреля 1717 года Муффата «благодаря неутомимому прилежанию и старательному учению» называют вторым придворным органистом. К тому времени он уже три года был главным аккомпаниатором в операх, на многочисленных придворных празднествах и концертах камерной музыки, а так же личным органистом вдовы кайзера Карла VI Амалии и придворным учителем игры на клавире. Помимо этих обязанностей Муффат дает уроки теории и композиции. В 1763 году Муффат вышел на пенсию. Спустя семь лет композитор умер в возрасте восьмидесяти лет в Вене. Муффат писал очень много и преимущественно для церковных служб. Среди дошедших до нас сочинений для клавишных инструментов – «72 Versettenund Tokkaten», написанные в 1726 году. Вершинаеготворчества – «Componimenti musicali per il cembalo». Сборник создавался, когда Муффат обучал игре на клувире придворных дам. Как и многие аналогичные сочинения других композиторов (И.С.Баха, Д.Бортнянского и др.), этот сборник адресуется ученикам и друзьям. Сборник содержит семь пьес. Шесть первых пьес Муффат обозначил только порядковыми номерами, а последний назвал «Чаконой». Однако композиция первых циклов полностью соответствует сюите – жанру, достигшему своего подлинного расцвета в музыке XVIII века. Истоки сюиты нужно искать в XVI веке, в традиции контрастирующих (медленных и быстрых) танцев; паваны и гальярды, пассаны и сальтареллы. В Германии, которую следует считать родиной классической сюиты, в ней постепенно выделяется четыре танца: медленная немецкая аллеманда, умеренно-быстрая французская (или итальянская) куранта, величественная лирическая испанская сарабанда и стремительная, зажигательная английская жига. Жанр сюиты развивался в каждой стране по разному. Здесь следует отметить лишь тот факт, что из Франции, от творчества композиторов Шамбоньера, д,Англьбера и других, пошла традиция включать в сюиту такие танцы, как менуэт, ригодон, гавот, буре. В стилевом отношении сюиты все более превращаются в ряд легких, изящных зарисовок, чаще всего танцевальных, но иногда и программных. Высшие художественные образы сюит во Франции создал Ф.Куперен. Одновременно с расширением танцевальной сферы меняется и характер пьес. Возникнув на народной почве, сюиты в процессе художественного развития перерастают в цепь утонченных стилизованных миниатюр, лишь условно сохранивших танцевальность. В музыке французских сюит в значительной степени вырабатывается и та система орнаментики, которая достигла своего апогея в стиле рококо. Именно под воздействием французской сюиты и написаны циклы Г.Муффата. И это не случайно, ибо влияние отца, отдавшего большую дань композиторам Франции, в этом отношении также было велико. Муффат пишет, что ему «…приятнее пользоваться французскими терминами, чем итальянскими, чтобы не отклоняться от обычая» (И.С.Бах также использовал в своих сюитах и партиях французские термины). О тесной связи с французскими традициями говорит и включение в сюиту, помимо обязательных, таких танцев, как менуэт, ригодон, буре. В сюите №6 совсем уж по-французски появляется «Кокетка», в сюитах №3 и 4 – программные пьесы «Причудливый» и «Дерзкий», типичные для сюит французских композиторов, но не имеющие аналогов в немецких сюитах.Возможно, вас заинтересуют ближайшие мероприятия фонда «Бельканто»