Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Иоганна Рейхардта. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Иоганна Рейхардта и купить билет на удобную вам дату.
Рейхардт Иоганн Фридрих — значительная фигура, занимающая особое место в культурно-историческом развитии Европы на рубеже XVIII-XIX веков. Его жизнь и деятельность являют собой «срез» эпохи, который включает в себя характеризующие ее имена, события, явления, тенденции.
Конец XVIII - начало XIX века — пора внутренних и внешних перемен, происходивших как в общественно-политической области, так и в сфере искусства и литературы. На фоне событий, сотрясавших всю Европу — Великая французская революция и наполеоновские войны — происходят серьезные изменения в художественном мире — наступает эпоха романтизма. Рейхардт не остался в стороне от этих процессов. Ярый приверженец идей французской революции, он пристально наблюдал за происходившим в соседней стране и, совершая туда неоднократные поездки, оказывался непосредственным свидетелем ситуации, складывавшейся во Франции в до- и послереволюционный периоды. Во время оккупации французскими войсками прусских земель Рейхардт выполнял свой патриотический долг, находясь в числе оборонявших город Данциг.
Представитель классической эпохи, Рейхардт ближе к концу своей жизни оказался причастным к истории формирования романтической литературы — на рубеже веков его имение Гибихенштейн близ Галле стало центром притяжения писателей и поэтов-романтиков.
Любознательный и активный Иоганн Фридрих Рейхардт проявил себя во многих сферах деятельности (в том числе и не связанных с музыкой) . На протяжении почти трех десятилетий он состоял на службе в качестве придворного музыканта, где прилагал много усилий для улучшения качества оркестровой игры и привнес новые элементы в дирижирование.Одно время он состоял на службе в управлении государственным имуществом литовского города Рагнит (1775); позже, на протяжении года (1796), он заведовал соляными шахтами в Шёнебеке около Галле; во время обороны города Данцига был секретарем генерал-фельдмаршала графа Ф.А.фон Калькройта (1806-1807).Его работодателями были прусские короли (Фридрих Великий, Фридрих Вильгельм II, Фридрих Вильгельм III) и брат Наполеона Жером Бонапарт. В детстве и юности Рейхардт прославился как скрипач-виртуоз, заметку об игре которого оставил известный историк Чарльз Бёрни. Помимо этого он был хорошим клавиристом, певцом, декламатором, немного сочинял стихи, занимался редакционно-издательским делом , вел активную музыкально-просветительскую деятельность (например, в Берлине организовал концерты по образцу парижских Духовных концертов), а также обнаружил недюжинный талант в области ландшафтного искусства.
Уникальность Рейхардта заключается, в частности, в том, что он стал первым музыкантом, который снискал себе общеевропейскую славу на поприще музыкальной журналистики, явив таким образом новый тип художника, сочетавшего в себе талант композитора и писателя-публициста. Его критические выступления в печати — та деятельность, которую продолжили Гофман и Шуман. Писательство Рейхардта нашло выражение в разных формах — это статьи, рецензии, отзывы, музыкальные анализы в разных изданиях — альманахах, газетах, журналах, художественные произведения (два романа, пьеса), эпистолярия (важная ее часть — письма-заметки путешественника), предисловия к нотным изданиям, отдельные работы разнообразной направленности (в т.ч. посвященные не только проблемам музыкального искусства).
В области музыкального творчества Иоганн Фридрих Рейхардт вобрал влияния итальянской оперной школы и французского театра, традиции немецких композиторов и венского классицизма. Его композиторское наследие отличается разнообразием жанров. Особое место в нем занимают произведения, созданные на тексты Гёте, — музыкально-театральные сочинения и песни. «Поэтический гений Гёте и музыкальный гений
Рейхардт имел собственное издательство. Он был редактором разного рода изданий, как, например, «Берлинской музыкальной газеты», журналов «Франция» и «Германия».
Рейхардта пребывают в наитеснейшем контакте», — так определяли современники близость творческих исканий поэта и композитора (1799).
Важной сферой художественных интересов Гёте и Рейхардта был театр. Они стремились дать новый взгляд на жанр немецкого зингшпиля, облагораживая его через «высокую» поэзию и прозу и достойное их музыкальное выражение. Песни Рейхардта на тексты Гёте, представляющие собой музыкально-поэтические композиции с теснейшим взаимодействием музыки и слова, являются наиболее ярким воплощением жанра немецкой Lied той эпохи.