Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Фридриха Шиллера. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Фридриха Шиллера и купить билет на удобную вам дату.
Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих (1759—1805) — немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк.
Воспитывался в религиозной атмосфере, сказавшейся в его ранних стихах. В круг интересов будущего основоположника немецкой классической литературы входят американское освободительное движение, творчество Шекспира, Лессинга, произведения немецких писателей, антифеодальные традиции швабской литературы и публицистики.
В 1781 году была издана драма Шиллера «Разбойники». Это трагедия о дисгармонии в современном мире, о вражде и ненависти в человеческих взаимоотношениях.
Обнаружив чудовищные преступления своего брата Франца, Карл Моор воспринял их как проявление порочности всей природы и возомнил себя мстителем. Но форма его возмездия — разбой — пришла в противоречие с его возвышенными намерениями. «Разбойники» открыли новый тип драмы — лирически страстной, политически устремленной, эмоционально действенной.
Особенно велико значение драмы «Коварство и любовь» (1784), обозначенной как «мещанская трагедия» — популярный в просветительской литературе драматический жанр. События, развернувшиеся в безымянном немецком герцогстве, отразили накаляющуюся атмосферу в Европе. В драме описывалась продажа немецких солдат в английскую армию для расправы с боровшимся за независимость американским народом. Такого диапазона и революционного пафоса не знала ни одна мещанская драма.
Интерес к прошлому проявился в таких произведениях, как драма «Заговор Фиеско в Генуе» (1783), новелла «Преступник из-за потерянной чести» (1786), роман «Духовидец» (1787) и др.
Исследуя историю от начальных этапов до новейшего времени, Шиллер отмечал прогресс в развитии человеческого общества, которое тем не менее не избавилось от дикого варварства и рабского угнетения. В отличие от большинства просветителей XVIII века, Шиллер улавливал трагический путь человека и выдвинул программу эстетического воспитания. Он исходил из того, что нынешнее государство необходимости, чуждое своим гражданам, должно быть заменено государством, в идеале которого — свобода. Но достигнута она будет не путем насилия. Великая миссия искусства состоит в том, чтобы изнутри и исподволь готовить современного испорченного и порабощенного человека к обретению желанных разумных общественных отношений: «путь к свободе ведет только через красоту».
Эстетическая система Шиллера идеалистична и иллюзорна, но сила ее в том, что она открыто преследовала политические и социальные задачи. Эстетическое воспитание, по Шиллеру, обязано содействовать преодолению трагической разобщенности современной жизни, формированию гуманистических отношений между людьми.
С 1791 года Шиллер вынашивает замысел трагедии «Валленштейн» (1800), в процессе создания выросшей в трилогию. В прологе драматург сам объявляет «возвышенный предмет» произведения — трагическая судьба Европы. В этой драме раскрыта трагическая участь великого, но самоуверенного деятеля, павшего жертвой непобежденных сил «вечно вчерашнего».
Такое же трагическое звучание получила драма «Мария Стюарт» (1801). Сюжет этого произведения взят из истории Англии XVI века. Трагедия Марии Стюарт не в том, что она должна расплачиваться за совершенные ранее преступления, а в том, что она встретилась с неприемлемой для нее формой государственности. Надменная, гордая, властолюбивая, беспредельно преданная католицизму, Мария в страдании обрела новое мироощущение, давшее ей силы для сопротивления властвующим, но морально низменным противникам. Торжественно обставленная сцена казни шотландской королевы вызывает душевное сочувствие к ней.
В новом своем произведении «Орлеанская дева» (1801) Шиллер усложнил и идеализировал образ французской народной героини. Мотив борьбы патриотического долга и внезапно вспыхнувшего личного чувства в душе Иоанны стал составной частью конфликта выдающегося, исключительного и естественного человека с косным миром. Отвергнутая и проклятая всеми, Иоанна, только что приведшая французов к победе, оказалась в совершенном одиночестве. Лишь героизированным финалом Шиллер смог разрешить возникшие трагические противоречия. Чудодейственный финал дал повод автору назвать «Орлеанскую деву» «романтической трагедией».
Последняя законченная Шиллером пьеса «Вильгельм Телль» (1804) мыслилась народной драмой. Народность ее — в антитиранической направленности, в актуально звучавшем для Германии призыве к национальному освобождению. Драма завершается апофеозом свободы, в котором отсутствует мистическая окраска: прославление Вильгельма Телля сливается с ликованием победившего швейцарского народа.
Творчество Шиллера завершает литературу XVIII века, его художественный метод неразрывно связан и с искусством Просвещения. В поэзии объединены философская, политическая мысль с образностью, абстрактная лексика с нарочито прозаической, рассуждения — с отточенной лаконичностью.
Шиллер оставил несколько крупных прозаических произведений; талант художника-прозаика ярко виден в его исторических трудах, написанных вольно, живописно, драматизированно. Однако истинное призвание Шиллера — драматургия. После Шекспира он — крупнейший трагик мировой литературы, его творческий путь — это путь неустанных поисков нового типа трагедии, которая воплотила бы трагизм его времени.