Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Кароля Шимановского. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Кароля Шимановского и купить билет на удобную вам дату.
Шимановский Кароль (1882 - 1937) - польский композитор.
Интерес к музыке проявился у Шимановского очень рано; еще в детстве он написал ряд фортепьянных пьес, из которых до нас дошли только "Прелюдии". Первым учителем Шимановского был Г. В. Нейгауз, находившийся в близком родстве с Шимановскими и живший в то время Елизаветграде. С сыном Нейгауза Генрихом Густавовичем, известным советским пианистом, Шимановского связывала тесная дружба. В 1901 году Шимановский переехал в Варшаву, где изучал теорию музыки у М. Завирского, а позднее занимался по композиции у З. Носковского. В этот период возникла соната для фортепьяно, отмеченная на Шопеновском конкурсе во Львове в 1910 году. Шимановский входил в группу поэтов и композиторов, выступавших под девизом "Молодая Польша", которая играла заметную роль в интеллектуальной жизни Польши в начале 20 века. В 1906-1908 годах, живя в Германии и Австрии, Шимановский испытал некоторое влияние Р. Штрауса, особенно проявившееся во 2-й симфонии и концертной увертюре. В 1912-1914 годах Шимановский снова живет за границей, в основном Вене, где была создана его первая опера "Хагит" (1913; поставлена 1922). В 1914 году композитор путешествовал по Италии и Африке; его впечатления отразились в сочинениях, написанных в ориентальном духе, - "Песнях неистового муэдзина" (на слова Я. Ивашкевича), "Песнях Гафиза" и др. Перед началом Первой мировой войны Шимановский вернулся в Тимошовку, где оставался до 1917 года, затем некоторое время жил в Елизаветграде. В Тимошовке были созданы кантата "Деметра" для альта, женского хора и оркестра, 3-я симфония для солиста, хора и оркестра на текст персидского поэта Джелал-эддина Руми ("Песня о ночи"), которая по своей эмоциональной настроенности близка "Поэме экстаза" Скрябина.
На формирование творческих взглядов молодого Шимановского оказала большое влияние музыка Шопена и Скрябина, которые всегда оставались его любимыми композиторами. Шимановского со Скрябиным объединяла общность эстетических и художественных воззрений. В Тимошовке Шимановский написал лирический цикл для скрипки "Мифы", куда входит одно из наиболее известных произведений композитора "Фонтан Аретузы". Эти сложные по форме произведения проникнуты тонким лиризмом и глубокой задушевностью. Выразительность и богатство мелодий отличают песни Шимановского на слова Рабиндраната Тагора.
К 1916 году относится поездка Шимановского в Петроград. Русская музыкальная общественность была уже знакома с произведениями Шимановского. В 1914 году в Киеве, Москве и Петрограде выступал дирижер Г. Фительберг с программой из произведений композиторов "Молодой Польши", куда входила "Концертная увертюра" Шимановского. В 1916 году исполнялся его цикл "Маски" и 2-я соната. Шимановский встречался с Рахманиновым, Метнером, Прокофьевым и другими русскими композиторами.
В 1919 году Шимановский переселился в Варшаву, где вскоре завоевал признание как один из лучших композиторов современной Польши. В это же время его имя становится широко известным в Европе, и его произведения исполняются на международных музыкальных фестивалях. В 1920-1921 годах Шимановский посетил Париж, Лондон, Нью-Йорк, где под управлением Г. Фительберга исполнялись его сочинения. Успеху Шимановского способствовали такие блестящие исполнители его произведений, как пианист Арт. Рубинштейн, скрипач П. Коханьский, и др.
Последний период творчества Шимановского - период окончательного становления национального стиля композитора - характеризуется обращением к национальному фольклору, ясной структурой полифонии и гармонии. Шимановский боролся за самобытность музыки, подчеркивал также ее большую воспитательную роль в обществе. Обратившись к фольклору Подгалья, Шимановский в 1926 году написал балет "Харнаси" на сюжет гуральской легенды (пост. 1936); композитор широко вводит в музыку балета мелодии и ритмы гуральских танцев. В 1926 году состоялась премьера оперы "Король Рогер", в которой воссоздан колорит эпохи 12 века. В том же году была написана лирическая кантата "Stabat mater", задуманная первоначально как "Мужицкий реквием". В 1927-1929 годах Шимановский был директором Варшавской консерватории. Шимановский выступал как музыкальный критик; известны также его литературные произведения (например, повесть "Эфеб").
Лучшие произведения Шимановского вошли в фонд мировой музыкальной классики.