Фонд «Бельканто» Фонд Бельканто предлагает большую афишу концертов классической музыки в Москве 2024-2025: расписание всех классических мероприятий, онлайн продажа билетов, отзывы посетителей. Купите билет на классический концерт в Москве уже сегодня! 8 (499) 923-22-78 8 (800) 770-09-71
Москва ул. Старосадский пер.,7/10 стр.10
Логотип Фонда «Бельканто»
1. Войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь, если покупаете у нас в первый раз.
2. Пройдите в раздел «Рассылка» в личном кабинете после авторизации в нём. Если вы подписаны на рассылку, то увидите билеты с льготными ценами на сайте. Если нет, подпишитесь, и покупайте билеты вдвое дешевле!
Хочу скидку 50 %
с 10:00 до 20:00 по вопросам о мероприятиях мероприятий
8 (800) 770-09-71
для регионов

Концерты с музыкой Роберта Александра Шумана в Москве

Роберт Александр Шуман

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Роберта Александра Шумана. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Роберта Александра Шумана и купить билет на удобную вам дату.

Краткая биография композитора

Роберт Александр Шуман — немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик.

Дата рождения: 9 июня 1810 г.

Дата смерти: 29 июля 1856 г.

Возраст: 46 лет

Место рождения: Цвиккау, Саксония

Место смерти: Эндених (близ Бонна), Пруссия

Деятельность: композитор, дирижёр, музыкальный педагог.


Читать полную биографию

Афиша концертов с музыкой Роберта Александра Шумана в Москве

Концерт Сказка с органом и песочной анимацией «Андерсен: Стойкий оловянный солдатик и Гадкий утенок» от фонда Бельканто пройдет 9 февраля 2025 в 12:00 в Москве. Зал — Государственный музей А.С. Пушкина , купить билет на концерт
Воскресенье
9 февраля 2025
12:00
65 минут
6+
Проект: Сказки с песочной анимацией
Государственный музей А.С. Пушкина г. Москва, ул. Пречистенка, 12/2c4
2400 - 3000 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные

Ранние годы композитора

Роберт Александр Шуман (1810-1856) — немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Роберт Александер родился 8 июня 1810 года в Цвиккау. Родился и рос Роберт в семье книгоиздателя. С самого детства он показывал, что способен творить в самых разнообразных сферах искусства. Но особенно сильно у него проявлялась тяга к игре на музыкальных.
Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста Иоганна Кунша; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности, хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями Дж. Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана. В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, выполнял предыздательскую корректуру большого латинского словаря. А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов.
Благодаря таланту концертная биография Шумана началась с 13 лет, тогда он позиционировал себя в качестве пианиста.

Вскоре Роберт пошёл учиться в Лейпцигский, а после в Гейдельбергский университет по специальности юриспруденция. Шуман не оставлял и своего пристрастия от природы, занимаясь параллельно игрой на фортепьяно у очередного своего наставника Ф. Вика. Одновременно с этим Роберт на протяжении двух лет брал уроки по теории музыки у талантливого дирижёра и композитора Г. Дорна.

Начало карьеры композитора

Биография Шумана заметна и тем, что он пытался добиться мастерства нестандартным путём. Во время учёбы он изобрёл механическое устройство, которое должно было в разы ускорить процесс тренировки скорости и гибкости пальцев. Во время обучения у Шумана постепенно развился паралич среднего пальца руки и парез указательного пальца, из-за чего ему пришлось оставить мысль о карьере профессионального пианиста. По представлениям современной медицины состояние Шумана классифицируется как фокальная дистония. Широко распространена версия о том, что паралич у Шумана был вызван травмой в результате использования тренажера для пальцев. Такие тренажеры были очень распространены среди пианистов в то время.
Вместе с травмой рухнули и его мечты о том, чтобы пойти по пути карьеры пианиста-виртуоза. Но это одновременно с горечью принесло возможность пойти по другому музыкальному пути.

Расцвет карьеры композитора

Оставив желание стать пианистом, Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших в дальнейшем музыкальных периодических изданий — «Новый музыкальный журнал» (нем. Neue Zeitschrift für Musik), которое на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства.

В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября, в деревенской церкви Шёнефельда под Лейпцигом состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя — выдающейся пианисткой Кларой Жозефиной Вик. В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф. Мендельсоном.

В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки психического расстройства. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.

В 1849 году Роберт Шуман и его семья, бежавшие из Дрездена от революционных волнений, после пребывания в Максене, с 11 мая до середины июня оставались в Бад-Крайше, к югу от Дрездена, предположительно в гостинице Sächsischer Hof, разрушенной пожаром в 1860 году.

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен. В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы расстройства.

По большей части произведения Шумана созданные для фортепиано представляли собой небольшие отрывки из маленьких пьес самых различных направлений, начиная от лирико-драматического, и заканчивая изобразительным и портретным стилем. Они были изнутри сцеплены друг с другом и составляли таким образом цельную сюжетную линию с психологическим подтекстом. Что касается вокального творчества, то тут Роберт разрабатывал лирическую разновидность песни Шуберта. В искусно созданной картине песни Роберт зафиксировал многочисленные мелочи, как в настроении, так и в различных поэтических деталях и тонах настоящей речи.

Роберт Шуман – был наиболее заметным представителем романтического искусства XIX века. Искусство Шумана, в чём-то сродное поэзии Гейне, отражало духовную бедность помещичьей Германии 1820-40 годов, призывало к жизни высокой гуманности. Роберт Шуман растил демократическое и реалистическое направление германо-австрийского романтизма в музыке. Его музыкальные сочинения близко соприкасаются с фольклором, и народными традициями немецкой музыки. Одновременно с этим Роберт остался в умах людей как рисковый новатор в области культуры. Приумножая способы донести мысль через музыку, Шуман пытался как можно насыщеннее показать движение внутренней жизни человека и одновременно с этим резко отличающийся внешний мир. Из-за этого биография Шумана посвящена проявлению тенденции к сближению различных сфер искусства – музыки и литературы.

Личная жизнь композитора

С будущей женой Кларой Жозефиной Вик композитор познакомился в юном возрасте в доме учителя по фортепиано – девушка оказалась дочерью Фридриха Вика. Когда ей было пять, отец развелся с матерью. А спустя два года Фридрих уже расписал дальнейшую судьбу дочери, представляя ее у алтаря музыки. Уже в одиннадцать лет она впервые выступала сольно, а через год отправилась в турне. Покорности пришел конец, когда она познакомилась с Робертом Шуманом. Он был старше ее на девять лет, но эту границу между ними стирала музыка.

Шли годы, и маленькая улыбчивая девочка превратилась в настоящую леди. Ей было уже семнадцать, а Роберт не мог отвести от композитор Роберт Шуманнее глаз. Они проводили вместе много времени, и Шуман решил признаться в своих чувствах. Он сделал ей предложение, и девушка ответила согласием. Влюбленные даже ездили за благословением к матери Шумана.

Единственным, кто не воспринимал их как пару, был отец Клары. Может быть, в нем взыграла отеческая ревность. Фридрих Вик увез дочь в длительное турне. Общаться или переписываться Кларе было запрещено категорически. Наступило время молчания длиной в полтора года, а следом за ним – четырехлетняя война за счастье.

Разлука поправила благосостояние Шумана, но сердце его все еще композитор Роберт Шуманболело. Он собрался сделать все от него зависящее и вернуть себе Клару! Она была рада получить весть от него, но между ними по-прежнему стоял отец.

В июне 1839 года Королевский высший апелляционный суд города Лейпцига принял к рассмотрению прошение от известного композитора Роберта Шумана. В обращении было сказано: «Мы, нижеподписавшиеся Роберт Шуман и Клара Вик, в течение уже нескольких лет питаем совместное и сердечное желание соединиться друг с другом. Однако отец Клары, Фридрих Вик, торговец фортепиано, невзирая на многочисленные дружеские просьбы, упрямо отказывается дать свое согласие. Поэтому мы обращаемся с покорнейшей просьбой принудить указанного господина дать свое отеческое благословение на заключение нами брачного союза или соблаговолить вместо него дать свое всемилостивейшее соизволение».

Фридриху Вику удалось затянуть процесс еще на полгода, но он проиграл. Мало того, отец Клары после суда был приговорен за клевету на Шумана к 18 дням тюрьмы.

12 сентября 1840 года Роберт и Клара наконец поженились. Шуман благодарил небо и Всевышнего за этот дар. Он сочинил 138 прекрасных песен – гимнов торжествующей любви. И всю эту силу творчества ему дала Клара. Став единым целым, они затмили своей музыкой соперников. Только когда Вик убедился, что зять достиг всеобщего признания и славы, написал: «Дорогой Шуман! Теперь мы не должны быть далеки друг от друга. Вы теперь тоже отец, к чему долгие объяснения? С радостью ждет Вас Ваш отец Фридрих Вик».

Клара славилась знаменитой пианисткой, разъезжала по концертам, в которых муж сопровождал любимую. У пары родилось 8 детей, первые годы совместной жизни были похожи на сказку о любви со счастливым продолжением. Спустя 4 года у Роберта Шумана начинают проявляться острые приступы нервного расстройства. Критики предполагают, что причина этого - жена композитора.

После бракосочетания пришлось бороться с популярностью и признанием жены. И хотя Роберт Шуман был признанным и знаменитым композитором, ощущение того, что музыкант прячется в тени славы Клары, не покидало. В результате душевных переживаний Роберт Шуман делает перерыв длиной в два года в творчестве.

Смерть музыканта

В 1853 году знаменитые композитор и пианистка отправляются путешествовать по Голландии, где пару принимали с почестями, но через некоторое время симптомы болезни резко обострились. Композитор предпринял попытку самоубийства, спрыгнув в реку Рейн, но музыканта спасли.

После этого случая был помещен в психиатрическую клинику возле Бонна, встречи с женой разрешались редко. 29 июля 1856 года в 46 лет великий композитор скончался. По результатам вскрытия причина болезни и смерти в раннем возрасте – переполненные кровью сосуды и повреждения в мозге.

Интересные факты о Роберте Шумане

  • История любви о романтических отношениях творческой пары Клары и Роберта Шуманов воплощена в фильме «Песнь любви», увидевшем свет в Америке в 1947 году.
  • Имя Шумана носит международный конкурс исполнителей академической музыки, который так и называется - Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb. Впервые он состоялся в 1956 году в Берлине.
  • Приверженцы музыкотерапии рекомендуют для спокойного сна слушать «Грезы» Шумана.
  • В подростковом возрасте Шуман под чутким руководством отца работал в качестве корректора над созданием словаря с латыни.
  • В честь 200-летия Шумана в Германии была выпущена серебряная монета номиналом 10 евро с портретом композитора. На монете выгравирована фраза из дневника композитора: «Звуки — это возвышенные слова».
  • Шуман оставил не только богатое музыкальное наследие, но и литературное – в основном автобиографического плана. На протяжении всей жизни он вел дневники.
  • К 150-летнему юбилею немецкого романтика в СССР выпустили почтовую марку.
  • В день свадьбы Шуман преподнес своей невесте Кларе Вик цикл романтических песен «Мирты», которые написал в ее честь. Клара не осталась в долгу и украсила свадебный убор миртовым венком.
  • Супруга Шумана Клара всю жизнь старалась пропагандировать творчество мужа, включая в свои концерты его произведения. Последний концерт она дала в 72 года.
  • Младшего сына композитора звали Феликс - в честь друга и коллеги Шумана Феликса Мендельсона.
  • Наиболее известным инструментом, на котором играл Роберт Шуман, был рояль, изготовленный Конрадом Графом, — подарок от мастера по случаю свадьбы Роберта и Клары Шуман. Этот инструмент стоял в рабочем зале Шумана в Дюссельдорфе и позже был передан Кларой Шуман другу семьи — композитору Иоганнесу Брамсу. После нескольких переездов рояль был получен в собственность Обществом любителей музыки, и в настоящее время его можно увидеть в Музее истории искусств в Вене.
  • В 1844 году состоялась гастрольная поездка Шумана вместе с супругой в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почетом.

Лучшие сочинения композитора

  • "Бабочки" (1831)
  • "Карнавал" (1835)
  • "Фантастические пьесы" (1837)
  • "Новеллетты" (1838)
  • "Симфонические этюды" (1837)
  • "Детские сцены" (1838)
  • "Альбом для юношества" (1848)
  • "Крейслериана" (1838)
  • Песенные циклы – "Любовь поэта", "Любовь и жизнь женщины", "Круг песен" (1840)