Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Торлы О’Каролана. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Торлы О’Каролана и купить билет на удобную вам дату.
Торла О`Каролан (1670-1738) - ирландский странствующий арфист и композитор
Жизнь Торла О`Каролана совпала со временем расцвета Карательных Законов в Ирландии, которое было весьма сложным периодом ирландской истории. Но несмотря на постоянно усиливавшиеся притеснения ирландцев, удивительно, что О`Каролан жил полноценной, успешной жизнью, имея возможность сочинять свежую и самобытную музыку, которая пользовалась признанием и популярностью среди всех жителей Ирландии.
В 18 лет О`Каролан заболел оспой и ослеп. Слепому в те времена было непросто найти достойное занятие, но он обратился к музыке и арфе и стал странствующим музыкантом. Первый дом, который О`Каролан посетил в своих странствиях - дом Джорджа Рейнольдса из Лу Сгур, в графстве Лейтрим, который посоветовал ему попробовать сочинять, сказав при этом, что "может быть, языком выйдет больше толку, чем пальцами". После этого, как гласит история, О`Каролан сочинил свое первое произведение "Si bheag, si mhor", взяв сюжет из местной легенды о войне двух эльфийских армий. Сквайр Рейнольдс высоко оценил эту композицию, таким образом вдохновив О`Каролана на дальнейшее сочинение. С этого момента и до конца своей жизни О`Каролан сочинял музыку.
Почти все, что О`Каролан написал, это произведения, посвященные его покровителям или их родственникам. Сочинял он во время путешествия от дома к дому, и приезжал в гости с уже готовой композицией. Сначала О`Каролан сочинял музыку, а потом слова. Обычно делалось наоборот, и способ О`Каролана стал вызовом вековой традиции.
Каролан был посредственным поэтом: именно благодаря его музыке, а не стихам мы его знаем. То, что его музыка дошла до нас, говорит о ее особенных качествах, о том, какое необычное место занимал О`Каролан в жизни Ирландии тех дней. Произведения О`Каролана несут отчетливый след классической музыки того времени, и благодаря этому их легко узнать среди обычных джиг и аэров народного репертуара.
В музыке О`Каролана обнаруживаются три основных влияния, и влияние народной музыки – слабейшее, однако некоторые мелодии, например "Elizabeth McDermott Roe", по стилю отчетливо народные. Следы древней традиции арфистов проявляются во многих мелодиях, например “Miss Crofton” или ”Sir Arthur Shaen”. Иногда два эти влияния сплавляются – “Sgaruint na gCompanach” (The parting of friends) и “Traolach Og”. Но самое сильное влияние на О`Каролана все же оказала классическая музыка итальянских композиторов того периода: Вивальди чаровал его, и восхищал Корелли, он высоко оценивал Джеминиани, с которым наверняка встречался, когда тот жил в Дублине. Желая воспроизвести итальянский стиль, О`Каролан терялся в хитросплетениях сложных фраз, и иногда в некоторых его композициях за имитациями и секвенциями трудно найти саму мелодию. Он обладал очень хорошим слухом и композиторскими способностями, но не имел профессионального образования, которое, вероятно, позволило бы ему проявить свой талант еще лучше.
С точки зрения классической музыки мелодии О`Каролана легки и просты, но, тем не менее, это уникальное достижение. Эта музыка рождена слепым человеком, который не мог ни читать, ни писать ноты, и не имел никакого музыкального образования. Можно только предполагать, что мог бы написать О`Каролан, если бы получил академическое образование, подобно своему современнику Генри Пёрселлу. Музыка О`Каролана стала соединительным звеном между европейской классикой, музыкой ирландских арфистов и народной музыкой Ирландии. Соединив черты народной музыки и впечатления от классической, О`Каролан выработал свой стиль, но, в любом случае, все, что он написал, остается ирландским, хотя значение имеет интернациональное.