Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Джованни Марии Трабачи. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Джованни Марии Трабачи и купить билет на удобную вам дату.
Трабачи Джованни Мария (ок. 1575 — 1647) — итальянский композитор, органист и клавесинист позднего Возрождения и раннего барокко.
В 1594 г. Трабачи — хорист в церкви Сантиссима-Аннунциата в Неаполе. Учился музыке у Дж. де Мака. В 1597 г. выполнил экспертизу нового органа в неаполитанском оратории последователей Филиппа Нери; там же в 1597-98 и в 1625-30 гг. работал органистом. В 1601-47 гг. занимал должности органиста и (с 1614) капельмейстера при испанском дворе в Неаполе (где в то же самое время работали Майоне и де Мак).
Наследие Трабачи-композитора обширно. В его сочинениях представлена вся палитра жанров тогдашей духовной музыки (мессы, пассионы, обработки католических гимнов, мотеты, многоголосные лауды и духовные песни (на латинском языке) под специфическим названием лат. rithmi; всего около 170 работ). В светской вокальной музыке Трабачи оставил около 60 сочинений в жанрах мадригала, вилланеллы, диалога и арии. Наибольшую по объёму часть наследия занимает музыка для органа и клавесина. Среди 165 клавирных сочинений ричеркары, французские канцоны, каприччио, версеты, партиты, гальярды, токкаты и пьесы других жанров. Многие из этих сочинений по замыслу Трабачи также пригодны для исполнения ансамблем инструментов.
Стиль духовной музыки Трабачи в целом консервативен, за исключением сборника («книги») мотетов 1602 г., с экспериментами в области хроматической гармонии и необычными модуляциями (например, в мотете «O dulcissimae filiae Sion»), возможно, оказавшего влияние на сборник мотетов «Sacrae cantiones» Джезуальдо. Вокальная светская музыка стилистически несколько более внешняя и поверхностная; в ней, очевидно, сделана ставка на виртуозность.
Наиболее интересны сочинения Трабачи для клавира, которые отличаются экспериментами в области гармонии, ритма, фактуры, изобретательной мелодической разработкой. Специфичны для клавирной (и ансамблевой) музыки Трабачи полифонические вариации в (экзотической) технике inganni. Сборники клавирной музыки 1603 и 1615 гг. содержат циклы ричеркаров во всех (тогдашних) 12 ладах. В партитах на темы "Ruggiero", "Fidele" и "Zefiro" композитор варьирует первоначальную гармонию темы, преображая её до неузнаваемости. В том же сборнике 1615 г. ряд пьес написан для особой разновидности клавесина, так называемого «хроматического» (итал. cimbalo cromatico), что определяет необычность их каденционного («модуляционного») плана и гармонии в целом.