Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Яна Тьерсена. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Яна Тьерсена и купить билет на удобную вам дату.
Ян Пьер Тьерсен— французский мультиинструменталист, композитор-минималист.
Дата рождения: 23 июня 1970 г.
Возраст: 50 лет.
Место рождения: Брест, Бретань, Франция.
Деятельность: музыкант-исполнитель, певец, автор песен, композитор.
Ян Тирсен родился в Бресте. Имеет бельгийские и норвежские корни. Когда ему было 3 года, его семья переехала в Ренн, где он оставался до 22 лет. В 23 он переехал жить в Париж, а с 2003 года и по сей день Ян живёт на острове Уэссан.
В раннем детстве Ян Тирсен не только не представлял ничего выдающегося, но своей молчаливостью приводил в отчаяние своих родителей, которые любили его гораздо меньше, чем его сестру. Когда родители слишком сильно занимались воспитанием Яна, он убегал к бабушке, у которой прятался и любил проводить время в одиночестве.
В 1976, когда ему было 6 лет, Яна направили учиться в «Национальную консерваторию города Ренн», по классу пианино и сольфеджио. В 1977-м к этим двум классам добавилась и скрипка. В 1983-м Тирсен, получив аттестаты с отличием, нарочно сломал свою скрипку. Также в возрасте 14 лет он бросил школу, чтобы заниматься музыкой. В то время у него появилась электрогитара. Молодой музыкант стал играть в рок-группах, в том же числе и своей. В 1986-м он решил возобновить обучение скрипичной игре и поступил в «Национальную консерваторию города Булонь-сюр-Мер». В 1993-м уже в Ренне перешел на направление оркестра, где так и не доучился.
Когда его группа распалась, вместо того чтобы искать новых музыкантов, он купил дешёвый микшерный пульт, магнитофон и стал записывать соло на синтезаторе, сэмплере и драм-машине, вдохновляясь нарезками старых записей. Но однажды он подумал, что вместо того, чтобы проводить дни в исследованиях и слушать тонны записей, для нахождения нужного звука — можно использовать скрипку. Летом 1993 года Ян остался в своей квартире, записывая музыку только на гитаре, скрипке и аккордеоне, руководствуясь не классическим каноном, а интуицией и его видением «музыкальной анархии». К концу лета Ян записал более 40 треков, которые составят большую часть его первых двух альбомов.
13 июня 1995 года вышел дебютный альбом, имеющий название «La valse des monstres». На самом деле это сборник пьес, написанных для театральных постановок, таких как «Freaks» (первые 11 треков) и «Le Tambourin de soie» (последние 6 штук).
В апреле 1996 вышел второй альбом "Rue des Cascades", состоящий из 20 пьес, написанных уже как «Ряд личных моментов…». Rue des Cascades — это улица в 20 округе Парижа, недалеко от которой жил композитор. Помимо инструментальных пьес, сюда был добавлен вокал ассистентки Яна, Клэр Пише. Её вокал встречается в таких композициях, как «Rue des Cascades» и «Naomi».
В 1997 году, из-за того, что Ян не мог работать над новым альбомом в Париже, он отправился на остров Уэссан. Там он арендовал дом, стал сочинять и записывать. Уже в декабре Ян выступил на фестивале «Transmusicales des Rennes», специально для которого выпустил мини-альбом из 6 пьес, получивший имя «Avant La chute». Альбом продавался только во Франции и был выпущен малым тиражом. Помимо этого композитор в течение недели играл на улицах в пригородах Ренна.
В 1998 году из готовых материалов 1997 года Ян выпустил альбом, который дал ему значительный успех у себя на родине. Вдохновившись маяком, который стоял недалеко от арендуемого им дома, он решил назвать альбом именем «Le Phare». Начиная с этого альбома композитор стал сотрудничать с французским музыкантом Домиником Ане, чей вокал мы слышим в треках «Monochrome» и «Les Bras de Mer». Клэр Пише исполнила вокал в «La Rupture», а вокал самого Янна мы впервые услышали в последнем треке «L’Effondrement».
Ян Тирсен дал несколько концертов во Франции. Концертные версии мультиинструментальных пьес часто отличались от студийных. Например в «Rue des Cascades», студийная версия которого состояла из клавесина, пианино, скрипки и аккордеона, стала ограничена пианино и аккордеоном, на которых талантливый композитор играл одновременно во удивление публики, хотя он утверждал, что играть на двух инструментах одновременно вовсе не сложно.
В 1998 году наряду с сочинениями для альбома «Le Phare» Ян написал саундтрек для короткометражного фильма «Le Cyclope de la mer».
Для фильма Эрика Зонка «La Vie rêvée des anges» были написаны 3 пьесы, но в фильме прозвучала только одна. В итоге Ян Тирсен выпустил CD-сингл из этих пьес с одноимённым названием.
С конца 1998 года Ян стал сотрудничать с группой «The Married Monk» и в 1999 они выпустили альбом «Tout est calme».
2 декабря 1998 года Тирсен пригласил на свой концерт нескольких музыкантов, таких как Нил Хэннон из «The Divine Comedy», Бертран Канта из «Noir Désir», группу «Têtes Raides» и др. Этот концерт записывали во время радио шоу «C’est Lenoir». Вскоре, в 1999 году, из этих записей композитор выпустил свой первый концертный альбом «Black Session».
В конце 1999 года у Яна начался творческий кризис, который продолжался весь 2000 год.
В 2001 году режиссёр Жан-Пьер Жёне в поисках музыки для своего грядущего фильма случайно услышал в машине своего ассистента музыку Яна Тирсена, и, впечатлившись, скупил все его диски. Жан-Пьер предложил поработать Яну над саундтреком для его фильма. Тирсен согласился.
Люди ошибочно считают, что все пьесы написаны специально для фильма, но это не так. Для фильма Ян сочинил всего лишь 3 вариации одной пьесы («La valse d’Amelie») и ещё 2 трека («La redécouverte» и «L’autre valse d’Amélie»). Остальные пьесы были уже готовы, так как их взяли из трёх первых альбомов.
В том же году после выхода фильма и альбома «Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain» композитор получил славу во всём мире.
Вслед за саундтреком, Тирсен издал альбом «L’Absente», но популярность «Амели» затмила его, и он долго оставался незамеченным. Светлые, трогательные мелодии на фортепиано, пронзительные партии струнных и теплый, романтичный звук аккордеона – в представлении многих людей именно так звучит Франция. Тирсен придумал музыку, в которой есть все – вкус, цвет и запах целой страны, ее необычайной архитектуры, природы и культуры.
Между тем, сам композитор не в восторге от невероятной популярности музыки к «Амели». И до выхода фильма и после этого он был совсем не тем, кем его считают многие поклонники. «Я сыт по горло инструментальными мелодиями!», – не раз повторял Тирсен. Круг его интересов в музыке куда шире. Ян сторонник экспериментов. На живых шоу музыкант часто берется за электрогитару или с экспрессией рок-звезды играет на скрипке, поет, сотрудничает со многими исполнителями и музыкантами. В разное время в записи альбомов Тирсена принимали участие Лиз Фрейзер из группы Cocteau Twins, The Divine Comedy, Джейн Биркин.
В 2002 году, Ян дал много выступлений. Одно из них он записал как концертный альбом издавши его под названием «C’etait ici». В конце того года, немецкий режиссёр Вольфганг Беккер, смотря на популярность саундтрека к «Амели», пригласил Яна на запись саундтрека к его новому фильму. Ян снова согласился, и, в отличие от альбома «Амели», он написал все пьесы именно к фильму. В 2003 году вышел альбом «Goodbye Lenin!», а в 2004 и сам фильм, который также дал успех.
После альбома «Goodbye Lenin!» Ян, сотрудничая с Шеннон Райт в 2004 году выпустили совместный альбом «Yann Tiersen & Shannon Wright».
В 2005 году, композитор снова отправился на остров Уэссан. Там он подготовил материал для нового альбома и записал его. Процесс записи альбома мы можем увидеть в документальном фильме «La Traversée».
В 2006 году, Ян отправился на большой тур, который впоследствии выпустили как концертный альбом под названием «On Tour». Концерты также снимали, и были выпущены на DVD с одноимённым названием.
После тура, в 2008 году Тирсен написал музыку к документальному фильму « Tabarly».
В 2009, Ян начал давать туры, по грядущему альбому «Dust Lane».
К 2010 году инструментальная музыка надоела Тирсену, он стал экспериментировать с синтезаторами, электрогитарами и впоследствии записал свой альбом «Dust Lane». Музыка альбома стала весьма непривычной, часть фанатов стала задавать вопрос о возвращении в привычную мульти-инструментальную музыку, но Яну не нравилась эта идея.
В 2013, вышел альбом Skyline, который Ян записал со своей группой, альбом также отличался от остальных.
В 2014, вышел альбом Infinity, он был положительно одобрен критиками. В отличие от предыдущих альбомов, в Infinity нет ни одной песни, написанной на французском языке. Они написаны на английском, фарерском, исландском и бретонском языках. В своем интервью для журнала Port Magazine музыкант рассказал, что таким образом выразил своё признание бретонской культуре, которая является родной для композитора.
В 2015 — 2016, Ян работал над новым альбомом «EUSA», который он полностью посвятил острову Уэссану, на котором он живёт. Альбом, по словам композитора — музыкальная карта острова. Вся музыка альбома исполнена на фортепиано, сопровождаясь звуками природы острова. Здесь же было снято популярное лайв-видео “Porz Goret”. Годы спустя Тирсен снова сел за фортепиано. Он больше не в конфликте с ним да и с инструментальной музыкой в целом.
В промежутке с 2016, по 2018-ый год Тирсен давал концерты по девятому альбому. Его живые выступления очень сильно отличаются друг от друга. Иногда в его выступлениях принимает участие оркестр и множество приглашённых участников. Также он предлагает вниманию более частые минималистичные сессии, обычно аккомпанируемые только ударником или басистом и гитаристом, сам Тирсен делает плавные переходы между фортепиано, аккордеоном и скрипками в более лёгких опусах и электрогитарой в более тяжёлых.
Заканчивая тур по альбому "EUSA", Ян работает над завершением строительства своей новой студии "ESKAL". Летом 2018 года он выпускает EP альбом, состоящий из 2 пьес, которые Тирсен написал ещё в 2015 году, но потерял в записной книжке. Этот мини-альбом, именуемый "The Lost Notebook - EUSA" был первой записью на новой студии.
В августе музыкант принялся записывать новый альбом, для которого в 2017 посещал Фарерские острова, потерянное побережье в Калифорнии, и другие места, чтобы записать материал, и сотрудничать с музыкантами.
Между делом, 12 октября 2018 года, Тирсен выпускает сингл "HENT", содержащий полную версию всех переходов "hent" из девятого альбома, смешанных с импровизациями.
16 Октября сделал анонс нового альбома "ALL" (от бретонского - "Иное", от английского "Все"). Который вышел 15 февраля 2019 года. В этом альбоме композитор исследует связь со своим местом в природе.
Сам Тирсен говорит, что выбирает музыкантов среди друзей или людей близких по духу и в этом он скорее рокер, чем академичный классик. Так, например, непрофессиональный вокал актрисы Наташи Ренье ему дорог именно своей неакадемичностью, создающей доверительную, почти интимную атмосферу и на записи и во время живого концерта. Именно эмоциональный, отчасти чувственный аспект каждого концерта так дорог Тирсену, так как каждое выступление это возможность создать новую, волшебную реальность.
Студийные альбомы
Мини-альбомы и Синглы
Саундтреки