Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Астора Пьяццоллы. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Астора Пьяццоллы и купить билет на удобную вам дату.
Астор Пьяццолла — выдающийся аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название нуэво танго (nuevo tango).
Дата рождения: 11 марта 1921 г.
Дата смерти: 4 июля 1992 г.
Возраст: 71 год
Место рождения: Мар-дель-Плата, Аргентина
Место смерти: Буэнос-Айрес, Аргентина
Деятельность: композитор, бандонеонист.
Астор Пьяццолла родился 11 марта 1921 года в небольшом аргентинском городке Мар дель Плато. В 1925 году, отец, в поисках лучшей жизни, перевёз сына в Нью-Йорк. Первое время, благодаря протекции родственника, выживал на не самой легальной деятельности, связанной с алкоголем во времена сухого закона.
Затем Винсенте открыл ломбард и снял квартиру поблизости от Литтл-Итали – итальянского квартала, гангстерская романтика которого была впоследствии увековечена в голливудских фильмах. В 30-е здесь практически каждый владелец хотя бы небольшого бизнеса был прямо или косвенно связан с мафиозными кругами. Первыми навыками, которым обучался подрастающий Астор были не музыкальные гаммы, а боксёрские приёмы. Они пригодились, когда паренёк стал членом одной из уличных группировок. Начались проблемы с полицией, и отец, думая о будущем, решил увлечь Астора более миролюбивыми занятиями. Он купил сыну бандонеон, инструмент, который ассоциировался у него с исконным танго любимых музыкантов. Игра на бандонеоне невероятно сложна, самый минимум требований — это абсолютный слух. Так что, когда у юноши, который не знал даже нотной грамоты, начало получаться, стало ясно, что выбор в пользу музыки попал в точку. Тем более, что джаз-банды стали интересовать его больше криминальных. Живший по соседству пианист Бела Вильда переложил несколько фортепианных пьес для бандонеона, и Астор их разучил. От него же Астор впервые услышал музыку Моцарта, Шумана, Баха. Последний полюбился ему настолько, что в последствие свои сочинения он наделял именно «баховскими» интонациями – начальным мордентом ре-минорной токкаты и «пассакальным» нисходящим басом.
В 1931 году произошла встреча Астора с иконой танго Карлосом Гарделем. Возможно, она предопределила судьбу музыканта — продолжить дело открытия танго миру уже на новом витке истории. Как бы там ни было, но выглядела она пророчески. Пишут, что в то трагическое турне Гарделя, прервавшееся автокатастрофой, был приглашён и четырнадцатилетний Астор, в качестве ассистента. Но мальчик не присоединился, тем самым, получив возможность сменить Гарделя на стезе легенды.
Из-за Великой депрессии в 1937 году Пьяццолла возвращается со своей семьёй на время в Аргентину. Он начинает играть в различных клубах и успешно выступает с оркестром Анибала Тройло. Пьяцолла сыграл важную роль в истории этого коллектива, композиции принесли небывалую популярность танго на много лет вперёд.
Несмотря на мастерство, Астора сковывают рамки оркестра Тройло. Ему не позволяют прорываться в более авангардный стиль, а он всегда хотел «идти дальше». Здесь стоит отметить, что в то время танго существовало исключительно как музыка для сопровождения танцев. Идея же Пьяцоллы была в том, чтобы сделать из танго отдельный музыкальный жанр для серьёзного прослушивания, а не только развлечений. Он говорил: «Я всегда считал, что танго создано скорее для уха, чем для ног». И вот к этому он всегда стремительно шёл, возможно, теряя на пути множество людей от недопонимания, но он хотел добиться своей цели.
Астор всё-таки уходит от Тройло и организовывает свой первый коллектив под названием «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр». В последствии он получит приз Empier Tractor C.O. USA за композицию Rapsodia Portena, а в 1953 — премию Фабиана Севицкого за симфонию «Буэнос-Айрес».
Оркестр Пьяццолы начинает сопровождать выступления певца Франческо Фьорентино. Эта встреча в будущем подарит миру двадцать четыре композиции, среди которых знаменитые танго Nos encontramos al pasar, Viejo ciego, Volvio una noche.
Первые танго Пьяццоллы, которые были записаны не для танцев, а для прослушивания — это La chiflada, Color de rosa. Такое новое решение публика приняла не сразу, отчего юный композитор впал в уныние. Он распустил свой оркестр и перестал играть на бандонеоне практически на 10 лет.
Чтобы как-то заработать, Пьяццолла брал заказы на музыку к фильмам, это станет заметной частью его наследия в будущем. Он не порывал с танго окончательно, но понял, что рестораны и клубы — не его место. Увлеченный тогда музыкой Стравинского и Бартока, Астор берёт курс на классику и пишет для симфонического оркестра.
По возвращении в Аргентину он создает сразу две группы: «El Octeto De Buenos Aires» и «La Orquesta De Cuerdas». Его музыка совершенно изменилась, и, несмотря на негативную реакцию критики, он продолжает исполнять то, что ему больше по душе. «Моя музыка – это просто новый способ ощущения моего города, Буэнос-Айреса, - писал Пьяццолла. - Некоторым музыкантам и просто любителям она нравится, но наши «тангеро» меня ненавидят и только потому, что я изменил старое танго».
Он раздвигал устоявшиеся рамки старых песенных форм, а затем и вовсе отказался от них. Сохранив присущий танго романтизм, он отверг его склонность к ностальгии. Он пересмотрел гармонический язык и включил туда Равеля и Мессиана, Шёнберга и Бартока, а потом добавил туда подвижный «гуляющий» бас. Включив в свой язык фуги и джазовую импровизацию, все это оживил невероятной смесью традиционного пульса танго и ритмами в духе Стравинского.
В 1958 году музыкант-новатор - в Нью-Йорке, где его буквально атаковали компании звукозаписи, радио и телевидение. Через два года Пьяццолла возвращается в Буэнос-Айрес, организовывает квинтет «Нуэво Танго», твердо убежденный в том, что новое танго – это музыка, скорее предназначенная для слушания, чем для танцев.
В 1967 году Пьяццолла и поэт Горацио Феррера пишут небольшую оперу «Maria de Buenos Aires», появляются также и другие сочинения, такие как «Tangazo», написанное для Игнасио Кальдерона, «Milonga en re», посвященная скрипачу Сальваторе Аккардо, баллада «Para un loco», исполненная в 1969 году Амелитой Бальтар и имевшая в течение года большой успех в разных странах.
В начале 70-х годов Астор Пьяццолла снова приезжает в Париж. За пять месяцев, проведенных по Франции, композитор пишет ораторию «El Pueblo Joven», другие произведения.
В августе 1973 года в Театре Колон Буэнос-Айреса состоялось значительное событие – презентация нового сочинения «Concierto de Nacar» для 9 солистов и ансамбля. Совместный альбом Пьяццоллы и саксофониста Джерри Маллигана, записанный в 1974 году, впервые позволил многим почитателям джаза получить представление о выразительных возможностях бандонеона (немецкий бандонеон, «двоюродный брат» аккордеона с более густым звуком). Но еще больше слушатели были покорены новейшим сплавом танго и джаза в «Сюите для вибрафона и «Нью танго квинтете», исполненных на фестивале в Монтре вместе с одним из лучших джазовых вибрафонистов Гэри Бертоном.
За последние десять лет Пьяццолла написал свыше трехсот танго, около 50 звуковых дорожек, сотрудничал с Жаном Моро, Аленом Делоном, многими известными режиссерами театра и кино.
Во второй половине 1980-х годов совместно с Лало Шифриным и «Оркестром Святого Луки» записал «Концерт для бандонеона», «Три танго для бандонеона с оркестром» и «Сюиту Пунта-дель-Эсте»; с «Кронос-квартетом» — сюиту «Пять танго-сенсаций», которая стала его последним произведением и в течение нескольких лет занимала ведущие позиции в рейтинге произведений академической музыки.
В 1987 г. Пьяццолла со своим квинтетом выступил в Центральном Парке Нью-Йорка. А в 1988 г. перенес операцию на сердце, сразу после которой нырнул в работу над созданием Секстета Нуэво Танго, куда войдет второй бандонеон и виолончель, заменившая скрипку. Секстет стал последним коллективом. Последним написанным произведением — «Пять танго-сенсаций», в течение нескольких лет оно занимало верхние позиции в рейтинге произведений академической музыки. В августе 1990 г. в Париже композитора настиг тяжелый инсульт. От его последствий он скончается 2-мя годами позже в Буэнос-Айресе.
Астор Пьяццолла — один из немногих композиторов, который смог записать и исполнить на концертах почти все свои работы. Только за последние 10 лет жизни он сочинил более 300 танго, 50 мелодий к кинофильмам, а также музыку для театра и балета. Всего же насчитывают более 700 произведений.
В феврале 1993-го (он не дожил всего полгода), в Лос-Анджелесе Пьяццолла был номинирован на премию «Грэмми» за произведение «Забвение» (Oblivion). Международная критика охарактеризовала пьесу как одно из лучших творений Пьяццоллы и инструментальной музыки.
В Италии жюри премии критиков единогласно удостоило Пьяццоллу приза за Лучший диск инструментальной музыки, отметив в своём решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание».
4 августа 1990 года перенёс сильный инсульт, скончался в Буэнос-Айресе 4 июля 1992 года в результате его последствий. Похоронен на кладбище Jardín de Paz в городке Пилар, являющимся частью большого Буэнос-Айреса.
Первым музыкальным инструментом, которым овладел маленький Астор, оказалась губная гармоника, подаренная отцом в возрасте 4х лет.
Во время последних гастролей Пьяццолла в штатах, всемирно известный джазовый журнал «Down Beat» назвал маэстро одним из выдающихся музыкантов мира.
Пьяццолла — один из редких счастливчиков на музыкальном Олимпе, ему удалось при жизни сыграть практически все свои сочинения.
Маэстро мечтал сделать бандонеон академическим инструментом для симфонического оркестра: идея, которую он с успехом воплощал в жизнь, создавая произведения для своего любимца и симфонических оркестров.
Сын Пьяццолла Даниэль Уго, после смерти отца воссоздал его знаменитый ансамбль, где с удовольствием играл сам (синтезатор), и привлек к нему своего сына Даниэля Астора (ударные).
Возможно, вас заинтересуют ближайшие мероприятия фонда «Бельканто»
Отзывы с концертов
Особенно меня впечатлили производения И.С.Баха и А. Вивальди, исполненные на старинном органе. Это музыка вне времени: её слушали ,начиная с XVIII века и она проникает глубоко в сердце человека XXI века
В завершение концерта прозвучало произведение А. Пьяццолла " Четыре времени года в Буэнос-Айресе (Зима)". Эмоции, которые вызвала эта музыка сложно передать словами. Это волнение и восторг!
Огромное спасибо талантливым исполнителям и фонду " Бельканто", которые дают возможность прикоснуться к прекрасной музыке. Музыке вне времени, которую хочется слушать снова и снова!
Прекрасное звучание в соборе.
Забвение Пьяццоллы - великолепно во все времена!
Астор Пьяццолла- это вообще что-то потрясающее!
Спасибо за прекрасные эмоции, которые я получила.
Обязательно приду на этот концерт еще раз!
Сегодня 11 января 2020 года в Москве началась настоящая зима. Утром я выглянула в окно и не поверила своим глазам: будто впервые за мою жизнь шел настоящий, крупный, белый снег, огромными хлопьями. Снежинки плавно скользили в воздухе, и все вокруг стало сказочно красивым: деревья в своем белоснежном наряде выглядели как юные, хорошенькие принцессы. К вечеру подморозило, и снег даже легко похрустывал под ногами. Москвичи впервые за зимние месяцы смогли увидеть настоящие сугробы. Такой подарок природа сделала нам по окончании новогодних праздников, и он пришелся как нельзя кстати.
А я в этот день получила еще один подарок. Муж пригласил меня на концерт в Евангелическо-лютеранский Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла, что в Старосадском переулке. Проект назывался «Персона» «Астор Пьяццолла» в исполнении камерного оркестра «Молодая Москва, гитары, баяна и органа. Для меня это имя было незнакомо, поэтому показалось интересным пойти послушать концерт. Астор Пьяццолла – известный аргентинский композитор – сочинитель неподражаемых танго. Он по-новому представил этот жанр, обогатил его, превратив танго в музыку не только для танцев.
Концерт начался в 15 часов. Смеркалось, это время суток так любимо мной, потому что оно располагает к размышлениям и лирике. Собор очень красивый, построен в строгом готическом стиле, изнутри он лишен каких-либо росписей и украшений. Его архитектура уже более 200 лет радует и удивляет своим изяществом и простотой.
Концерт был организован благотворительным фондом «Бельканто». Я уже не раз ходила туда на разного рода концерты и каждый раз получала огромное удовольствие и от музыки, и от исполнителей. Особенно торжественно там звучит орган, а это, надо сказать мой любимый музыкальный инструмент. Самым удивительным для меня был тот факт, что мелодии, в основе которых лежали танцевальные ритмы, звучали совершенно неподражаемо, и их было интересно и приятно слушать. Одним словом, концерт удался!