Шагал Марк Захарович - один из лидеров мирового авангарда ХХ века. Художник органично соединил в своём творчестве древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 года. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В Петербург приехал в 1906 году, где посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910-1914 - в Париже.
Всё творчество Шагала лирически исповедально и предельно автобиографично. Уже в ранних картинах присутствуют глубоко личностные и, в то же время, «вечные» темы - детства, семьи, смерти («Суббота», 1910). Позже, на первый план выходит мелодия страстной любви художника к своей первой жене - Белле Розенфельд («Над городом», 1914-1918). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта, вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища», 1917). Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (оказавшие на него огромное влияние), Шагал примыкает к футуризму, дальновидно предугадывая будущее этого авангардного течения. Гротескно-непредсказуемые сюжеты, неожиданные деформации и ирреально-сказочные цветовые противопоставления его полотен («Я и деревня», 1911; «Автопортрет с семью пальцами», 1911-1912) оказывают огромное влияние на всё последующее развитие сюрреализма.
После Октябрьской революции в 1918-1919 годах Шагал служил комиссаром Витебского губернского отдела народного образования, оформляя город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к своему монументальному искусству.
Выехав в Берлин (1922), Марк Шагал, начиная с 1923 года, жил во Франции. И покинул ее только в годы войны, переехав в Нью-Йорк (1941-1947). Посещал страны Европы и Средиземноморья, многократно бывал в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, создал в 1923-1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. К середине ХХ века авторитет художника получил мировое признание. По мере достижения пика славы, творческая манера Шагала становится всё более раскованной. Все элементы образа и персонажи парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Но, сквозь цветовое свечение, наплывают мрачные тени бывших и будущих мировых катаклизмов («У времени нет берегов», 1930-1939).
В 1955 году началась фундаментальная работа над «Библией Шагала» - так называют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой форме, мудрой и наивной одновременно. Кроме того, мастер создал и множество монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий - иудаизма, христианства (в его католической и протестантской разновидностях): керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце (1957-1958); витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима (1961); собора Фраумюнстер в Цюрихе (1969-1970); собора в Реймсе (1974); церкви Санкт-Штефан в Майнце, (1976-1981). Эти шедевры радикально изменили язык современного монументального искусства, обновив его могучим красочным лиризмом. В 1973 году Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее.
Умер Марк Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.
Отзывы с концертов