Сандро Боттичелли, (1445 г. - 17 мая 1510 г.) - итальянский живописец тосканской школы. Один из ярчайших представителей Раннего Возрождения.
Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи. После смерти отца главой семьи стал старший брат, прозванный Боттичелли («Бочонок») - то ли из-за свойств фигуры, то ли из-за невероятной любви к вину. Прозвище распространилось и на остальных братьев. Сначала, будущего художника отдали учиться ювелирному мастерству. Четкость линий и умелое применение золота навсегда остались в творчестве художника. Окончив курс обучения, Алессандро увлекся живописью и решил посвятить себя ей. Семья Филипепи относилась к числу уважаемых в городе, что обеспечилo молодого художника хорошими связями. По соседству жила семья Веспуччи (именем одного из которых, известного торговца и исследователя Америго Веспуччи, названа Америка). В 1461 году, по совету Джорджа Антонио Веспуччи, Боттичелли был послан в Прато, в мастерскую прославленного художника Филиппо Липпи. В 1468 году, после смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию. И учится у Андрео де Верроккио (одновременно с Леонардо да Винчи). К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника.
В 1469 году Сандро был представлен Джорджем Антонио Веспуччи влиятельному государственному деятелю и политику Томмазо Содерини. В судьбе художника происходят крутые перемены. В 1470 году он, при поддержке Содерини, получает первый официальный заказ; Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С этого времени, творчество Боттичелли связано с именем Медичи. Он создаёт образ святого Себастьяна, торжественно установленный в церкви Санта Марии Маджиори. Из-под кисти живописца появляются прекрасные мадонны, излучающие просветленную кротость. Но самую большую известность Алессандро получил в 1475 году, исполнив «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи.
Флоренция, времен правления Медичи, была городом непрерывных праздников, маскарадов, рыцарских турниров. Один из таких турниров состоялся 28 января 1475 года. Главным его героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано, безнадежно влюбленный в «прекрасную даму» Симонетту Веспуччи. Красавица была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады на штандарте Джулиано. Это была победа - художник занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи и свое место в официальной жизни города. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного.
В 1481 г. Римский папа Сикст IV пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим - украсить фресками стены папской часовни, названной «Сикстинской капеллой». За одиннадцать месяцев, с июля 1481 г. до мая 1482 г. Боттичелли выполнил три сцены.
После возвращения из Рима художник пишет ряд картин на мифологические темы, заканчивает картину «Весна» - начатую ещё до отъезда. Первоначально, тема для написания "Весны" была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и возлюбленная его - Симонетта Веспуччи. Однако к моменту завершения работы, прекрасная Симонетта скоропостижно умерла, а Джулиано, с которым художника связывала дружба - злодейски убит. Всё это не могло не отразиться на настроении картины, внеся в нее ноту грусти и понимания быстротечности бытия. «Рождение Венеры» написано несколькими годами позже «Весны». Неизвестно, кто из семейства Медичи был ее заказчиком. Примерно в это же время Боттичелли иллюстрирует эпизоды из «Декамерона» Боккаччо, «Божественную комедию» Данте.
В 1490 году Лоренцо Великолепный, призвал во Флоренцию проповедника Фра Джироламо Савонаролу. Видимо, желая укрепить свой авторитет. Но Савонарола вошел в резкий конфликт со светской властью Флоренции. Кроме того, под влияние воинствующего поборника соблюдения церковных догм попало немало талантливых, религиозных людей искусства. Не устоял и Боттичелли - радость и поклонение красоте навсегда ушли из его творчества.
В 1493 году умер Лоренцо Великолепный. Флоренция революционно зазвучала пламенными речами Савонаролы, в результате чего, в 1494 году Медичи были изгнаны из города. 7 февраля 1497 года на центральной площади Синьории запылал костёр, в котором сжигали ценнейшие произведения искусства: картины, книги, мебель, украшения, одежду. Среди поддавшихся психозу были и художники. По сведениям некоторых биографов, Боттичелли также прилюдно уничтожил несколько своих эскизов. Когда же, в свою очередь, Савонарола, обвинённый в ереси, был публично сожжён на костре, художник пишет картину «Мистическое рождение», в которой показывает своё отношение к происходящему.
Завершают творчество Сандро Боттичелли картины, посвященные двум героиням Древнего Рима - Лукреции и Виргинии. Оба сюжета символизируют изгнание семейства Медичи и восстановление Флоренции, как республики.
Боттичелли умер одиноким, в возрасте 65 лет, и был похоронен недалеко от монастыря Санта Марии Новеллы.
Отзывы с концертов