Фонд «Бельканто» Фонд Бельканто предлагает большую афишу концертов классической музыки в Москве 2024-2025: расписание всех классических мероприятий, онлайн продажа билетов, отзывы посетителей. Купите билет на классический концерт в Москве уже сегодня! 8 (499) 923-22-78 8 (800) 770-09-71
Москва ул. Старосадский пер.,7/10 стр.10
Логотип Фонда «Бельканто»
1. Войдите в личный кабинет или зарегистрируйтесь, если покупаете у нас в первый раз.
2. Пройдите в раздел «Рассылка» в личном кабинете после авторизации в нём. Если вы подписаны на рассылку, то увидите билеты с льготными ценами на сайте. Если нет, подпишитесь, и покупайте билеты вдвое дешевле!
Хочу скидку 50 %
с 10:00 до 20:00 по вопросам о мероприятиях мероприятий
8 (800) 770-09-71
для регионов

Концерты с музыкой Георгия Свиридова в Москве

Георгий Свиридов

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Георгия Свиридова. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Георгия Свиридова и купить билет на удобную вам дату.

Краткая биография композитора

Георгий Васильевич Свиридов – советский композитор, пианист, Народный артист СССР.

Дата рождения: 16 декабря 1915 г.

Дата смерти: 6 января 1998 г.

Возраст: 82 года.

Место рождения: Фатеж, Курская губерния, Российская империя.

Место рождения: Москва, Россия.

Деятельность: композитор и пианист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1975), народный артист СССР (1970), лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980), Государственной премии Российской Федерации (1994) и Премии Президента Российской Федерации (1997). Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна».


Читать полную биографию

Афиша концертов Свиридова

Концерт «Времена года. Метель. Чайковский, Рахманинов, Свиридов» от фонда Бельканто пройдет 7 декабря 2024 в 15:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Суббота
7 декабря 2024
15:00
75 минут
12+
Цикл: Времена года
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные
Концерт «Времена года. Метель. Чайковский, Рахманинов, Свиридов» от фонда Бельканто пройдет 4 января 2025 в 15:00 в Москве. Зал — Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла, купить билет на концерт
Суббота
4 января 2025
15:00
75 минут
12+
Цикл: Времена года
Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Собор Святых Петра и Павла г. Москва, Старосадский пер., 7
1000 - 4200 a
Выбрать билеты

Показаны полные цены как получить льготные

Отзывы с концертов

С удовольствием сходили на концерт! Он был очень тёплым, трогательным, душевным! Старый Новый год - это ещё одна возможность окунуться в сказку! А новогоднюю сказку невозможно себе представить без волшебников! Русские композиторы-волшебники своими "зимними" произведениями помогли нам создать "снежное" настроение, вновь поверить в чудо!
Ольга Дунаева
02.02.2024
Замечательный концерт в преддверии светлого праздника! Свиридов - это блаженство! Глинка «Славься» под конец - это как вишенка на торте! Прекрасный оркестр, дирижёр- умничка! А главное, благодаря чему даже дети спокойно и с большим интересом сидели 1,5 часа - песочная цветная анимация! Просто БРАВО!!!
Я бы ещё добавила в этот концерт несколько композиций из «Щелкунчик и мышиный король»…
Спасибо большое за чудесно проведённое время!
Людмила Соловьева
24.12.2023
Ходили с подругой накануне Рождества на концерт Времена года. Метель. Оркестр Гусляры России как всегда был на высоте. Исполнитель на органе тоже играл виртуозно. Концерт начался композициями Свиридова к повести Пушкина Метель. Это было волшебно и жизнеутверждающее, тем более накануне праздника. Но затем последовали очень серьезные минорные произведения, сложные для восприятия. И уходили мы с концерта уже в довольно невеселом настроении. Большая просьба к организаторам, внимательнее подходить к подбору произведений в программу таких предпраздничных мероприятий. Спасибо.
Ирина Горожанова
24.12.2023
На концерте "Времена года. Метель" была впервые. Музыка русских композиторов отличается широтой звучания и эту особенность музыканты передали великолепно. Очень вдохновляющая и напитываюшая атмосфера, Звучание создаёт эмоциональный подъëм и пробуждает нашу генетическую память, что сейчас особенно необходимо.  Огромная благодарность музыкантам за профессионализм. Рекомендую для посещения.
Татьяна Коновалова
24.12.2023
Мне нравится посещать концерты в Соборе Святых Петра и Павла. Здесь необыкновенная атмосфера. И музыка, звучащая здесь, оказывает чудодейственное влияние. Слушала музыку Г. Свиридова, и в памяти всплывали эпизоды фильма "Метель". Прекрасная игра музыкантов, браво! Музыка звучит в памяти, это благодаря исполнению музыкантов. Спасибо за прекрасный вечер.  
Ирина Кузьмина
24.12.2023
Музыка Свиридова всегда вызывает только восхищение. Впервые слышала его произведения в исполнении струнных инструментов. Очень понравилось!
Вера Давыдова
28.01.2021
Большое спасибо за этот концерт! Я открыла для себя Свиридова! Эти чарующие звуки что-то пробудили во мне прекрасное, слезы навернулись на глаза. Это истинно русская музыка, так откликается в душе у русского человека!
Любовь Масленникова
12.01.2021
Все великолепно! Душа согревается! Продумано выступление до мелочей. Ухожу с концерта одухотворенной.
Галина
22.03.2020
Узнали о хоровом репертуаре Свиридова. Много красивых мелодий и песен. Особенно поразила "Стрекотунья, белобока" - удивительное произведение.
Татьяна Верещагина
07.01.2020
Фонд Бельканто, огромное спасибо за Новогодние подарки! Концерт  вызвал бурю положительных эмоций. Произведения Свиридова запали в сердце и вызвали слёзы в глазах! Звучание гусляров до сих пор стоит в ушах! Низкий поклон и до Новых встреч!
ОЛЬГА Терещенко
30.12.2019
Спасибо! Получили огромное удовольствие от  рождественского концерта. Величественный орган, "плачущий " дудук и оркестр - великолепное сочетание! Больше всего понравилась композиция Г.Свиридова  "Тройка". Создалось впечатление. что это ты сам несешься на тройке лошадей по заснеженному лесу. Очень здорово!
Татьяна Андреева
18.12.2019
Концерт впечатляет игрой на необычных инструментах.Исполнение музыки Свиридова при участии гусляров, баянистов волшебное.Впечатление дополняют хорошо подобранные видеоинсталляции.
Галина Соколова
09.12.2019
Пушкин!... Свиридов!...
И непременно - метель!...
Дивное - диво! Чудо - Чудное!
Эти строки и музыка звучат в сердце!...
Катерина Степановна
03.12.2019
Я и мой  15 - летний  сын 01.12.19  посетили концерт "Времена года. Метель. Оркестр и песочная анимация". Это было чудо чудное, необыкновенный концерт, с живыми картинами, которые создавались художницей на наших глазах на экране за оркестром. Её руки порхали птицей , разноцветный песочек вьюжил, создавая образы природы, тройки лошадей, церкви, свечей и  трогательные лики и фигуры Марьи Гавриловны и Бурмина. Мы сидели в середине первого ряда, все волшебство происходило перед нашими глазами. Восторгу не было предела. Казалось, что вдохнув, мы забыли выдохнуть. Актер Малого театра  читал "Метель",  ансамбль гусляров в сопровождении баянов, флейт и других инструментов играли Свиридова, Мусоргского, Рахманинова и "Славься" Глинки.  Акустика  была потрясающей, а над нами темный стеклянный купол концертного зала, в котором причудливо от отражался оркестр и блики света, под этот купол  вознеслись  наши души. Большое спасибо организаторам за столь чудесные, доселе  не испытанные, чувства и созданное ими замечательное послевкусие. После концерта мы купили  в музейном магазине томик "Евгения Онегина" и читали его всю дорогу. Вот бы в таком же сопровождении теперь услышать аккомпанемент "Евгения Онегина"!
С уважением, Марина Клевцова и ее сын Шашков Артем.
Марина Клевцова
02.12.2019
Еще отзывы

Ранние годы композитора

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. В начале революции отец Георгия вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб во время гражданской войны. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.
В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.
Закончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

Образование композитора

Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.
Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.
Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.
Вместе со Свиридовым у Шостаковича учился и другой известный в будущем композитор Ю. Левитин. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.
Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.

Творчество композитора

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.
Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.
В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.
Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты, но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридова молодые музыканты используют в своей учебной практике. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы. Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте, в кино, в драматическом театре.
Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, а в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе "Время" ("Время, вперед!") была снята с эфира как примета "тоталитарного прошлого". Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена.

Семейная жизнь композитора

Ещё будучи студентом, композитор женился на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них родился сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году он ушёл из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года родился второй сын, Георгий-младший, сразу после рождения которого Георгий Васильевич переехал к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у композитора случился первый инфаркт. Сын Георгий скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту новость композитор так и не узнал — супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта.

Смерть композитора

Через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридов скончался. Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской. И это тоже в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Никакой театральности - ни музыки, ни речей, ни ритуала. Все искренне и просто". После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище.

Заключение

Основной чертой стиля композитора можно считать опору на первичную национальную жанровость и на национальную интонацию, речевую и песенную; далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д.

Творческая биография Свиридова в целом являет собой удивительный пример внутренней свободы и независимости при внешней полной адаптации к имевшимся политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий, его музыка  звучала и звучит в заставке новостей первого государственного телеканала; в то же время нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно Вальс и Романс из Метели).

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1975) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения.
  • Народный артист РСФСР (1963).
  • Народный артист СССР (1970).
  • Ленинская премия (1960) — за «Патетическую ораторию» на слова В. В. Маяковского.
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год в области музыки (Произведения малых форм).
  • Государственная премия СССР (1968) в области литературы, искусства и архитектуры (в области музыки и концертно-исполнительской деятельности).
  • Государственная премия СССР (1980) в области литературы, искусства и архитектуры
  • Государственная премия Российской Федерации (1994) в области литературы и искусства (в области музыкального искусства).
  • Премия Президента Российской Федерации (1997) в области литературы и искусства.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995).
  • Четыре ордена Ленина (1965, 1971, 1975, 1985)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
  • Медаль «В память 850-летия Москвы».

Интересные факты о Георгии Свиридове

  • У композитора не осталось прямых потомков. Эльза Густавовна скончалась через четыре месяца после него. Всем творческим наследием Свиридова занимается сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный Свиридовский фонд и Свиридовский институт.
  • В 2001 составлен первый полный нотогафический справочник произведений Свиридова, восстановлены неиздававшиеся нотные тексты. В 2002 начато издание Полного собрания сочинений Г.В. Свиридова в 30 томах.
  • Старшего сына Свиридов назвал в честь Сергея Есенина. Младший сын Георгий Георгиевич был крупнейшим специалистом по средневековой японской прозе.
  • Василий Григорьевич Свиридов, отец композитора, погиб при трагических обстоятельствах. Во время Первой мировой его по ошибке зарубили шашкой красноармейцы, приняв форму почтового служащего за белогвардейскую.
  • Георгий Васильевич, в отличие от многих своих коллег-современников, не был обеспеченным человеком. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.
  • Георгий Васильевич был энциклопедически образованным человеком. Его домашняя библиотека насчитывала более 2,5 тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре.
  • В конце жизни композитор сожалел, что не написал оперу, поскольку ошибочно считал, что этот жанр себя исчерпал. Однако две оперетты Свиридова, «Раскинулось море широко» и «Огоньки», пользовались большой популярностью.
  • Близкие люди рассказывали, что Свиридов был страстным книголюбом и рыбаком.
  • В начале 60-х Свиридов написал новый вариант гимна СССР на стихи А. Твардовского. Он никогда не был обнародован и сохранился только в личном архиве композитора.
  • За несколько месяцев до смерти композитор стал почетным гражданином Москвы.
  • В Курске установлен единственный в мире памятник Г.В. Свиридову. С 2005 года в фатежском доме, где родился композитор, создан его мемориальный музей.

Основные произведения Свиридова

Оратории, кантаты, хоры

  • «Поэма памяти Сергея Есенина», сл. С. Есенина. Для тенора, хора и симфонического оркестра (1956)
  • Пять хоров. Для смешанного хора без сопровождения (1958)
  • «Патетическая оратория», сл. В. Маяковского. Для баса, смешанного хора и большого симфонического оркестра (1959)
  • «Курские песни», сл. народные. Для хора и симфонического оркестра (1964)
  • «Деревянная Русь». Маленькая кантата для тенора, мужского хора и симфонического оркестра, сл. С. Есенина (1964)
  • «Снег идет». Маленькая кантата для хора и симфонического оркестра. Сл. Б. Пастернака (1965)
  • «Весенняя кантата». Памяти А. Т. Твардовского. Сл. Н. Некрасова. Для смешанного хора и симфонического оркестра (1972)
  • «Пушкинский венок», сл. А. Пушкина. Концерт для хора (1979)
  • «Ладога». Хоровая поэма, сл. А. Прокофьева. Для камерного хора (1980)
  • «Песни безвременья». Хоровой цикл. Сл. А. Блока. Для смешанного хора (1981) Песнопения и молитвы. Для смешанного хора (1991—1994)

Вокальные произведения для голоса и фортепиано

  • Шесть романсов на сл. А. Пушкина (1935)
  • Романсы на сл. М. Лермонтова (1938)
  • «Страна отцов». Поэма для тенора и баса с фортепиано. Сл. А. Исаакяна (1950)
  • «Песни на сл. Роберта Бёрнса» в пер. С. Маршака (1955)
  • «У меня отец — крестьянин», сл. С. Есенина. Цикл песен для тенора и баритона с фортепиано(1957)
  • «Слободская лирика». Семь песен на сл. А. Прокофьева и М. Исаковского (1958)
  • «Петербургские песни», сл. А. Блока. Для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса, в сопр. скрипки, виолончели и фортепиано (1961—1963)
  • «Отчалившая Русь», сл С. Есенина. Поэма для голоса и фортепиано (1977)
  • «Петербург», сл. А. Блока. Поэма для голоса и фортепиано (1995)

Инструментальные произведения композитора

  • Соната для фортепиано. Памяти И. И. Соллертинского (1944)
  • Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1945)
  • Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945)
  • Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946)
  • Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957)
  • Альбом пьес для детей. Для фортепиано (1957)
  • Маленький триптих. Для симфонического оркестра (1964)
  • «Время вперед!». Сюита из музыки к кинофильму. Для симфонического оркестра (1967)
  • «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина. Для симфонического оркестра (1974)