Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Карла Орфа. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2024 г. с музыкой Карла Орфа и купить билет на удобную вам дату.
Карл Орф — знаменитый композитор, который творил на протяжении четырёх эпох немецкой истории, выдающийся педагог и автор одного из самых известных классических произведений ХХ века.
Дата рождения: 10 июля 1895 г.
Дата смерти: 29 марта 1982 г.
Возраст: 86 лет
Место рождения: Мюнхен, Германская империя
Место смерти: Мюнхен, ФРГ
Деятельность: композитор, музыкальный педагог.
Родиной Карла Генриха Марии Орфа стал Мюнхен. Мальчик родился 10 июля 1895 года. Он был потомком еврейского рода. В доме Орфов всегда царила творческая атмосфера. Отец отлично владел музыкальными инструментами, поэтому вдохновляющие мелодии сын слышал с малых лет. Развитию творческого потенциала способствовала и мать, которая заботилась о воспитании сына.
Музыка интересовала Карла с детства. Он любил слушать, как играют родители, и постепенно начинал изучать особенности инструментов. Когда Орфу-младшему было 4 года, он впервые увидел представление кукольного театра. Ребенок оказался сильно впечатлен и с тех пор часто играл в куклы.
В 5 лет он начал осваивать игру на фортепиано. Ему нравилось импровизировать, а нотная грамота давалась без труда. 6-летнего мальчика отдали в школу. Уже умея читать и писать благодаря матери, Карл скучал на уроках, но с упоением сочинял стихи и рассказы дома. Два произведения юного автора даже напечатали в детском журнале.
Увлечение кукольным театром возрастало. Карл начал ставить домашние спектакли, привлекая младшую сестру. Он выступал автором музыки, текстов и сюжетов. В 14 лет юноша впервые побывал в оперном театре. Познакомившись с «Летучим голландцем» Рихарда Вагнера, он был сильно впечатлен, забросил школу и все время проводил за фортепиано. В 16 Карл бросил гимназию и с разрешения родителей стал готовиться к учебе в музыкальной академии. Туда юноша поступил в 1912 году.
В 1916-м ему досталась должность капельмейстера в театре «Каммершпиль». Счастье начинающего композитора было недолгим: его прервала война. Молодой человек попал на Восточный фронт, получил ранение и контузию и вернулся в тыл. Карьеру он продолжил в театре Мангейма, а затем переехал в Мюнхен.
Желая проникать в суть деталей, Орф увлекся педагогикой. Он занимался репетиторством, общаясь с музыкантами, планирующими поступление в музыкальную академию, но имеющаяся концепция преподавания не устраивала его. В 1923 году совместно с новой знакомой, гимнасткой Доротеей Гюнтер, Карл открыл школу танца и музыки «Гюнтершуле», где стал педагогом. Это положило начало созданию собственной методики музыкального образования. Свое видение автор описал в книге под названием «Шульверк». Она вышла в 1932-м.
Композитор предлагал воспитание посредством обучения игре на музыкальных инструментах. Он разработал «элементарное музицирование», объединяя весь процесс общим термином. Музыкант даже подготовил материалы, которые, подвергаясь изменениям, остаются актуальными для совместной импровизации с детьми.
Постепенно композитор сменил приоритеты и вновь погрузился в создание музыки. Его самым знаменитым созданием считается «Carmina Burana» («Кармина Бурана»). В основе произведения лежала история «Песен Бойерна», найденных в 1802 году в бенедиктинском монастыре. Рукописи сохранили стихотворения голиардов, под которые Карл написал музыку. Поднимаемые авторами 13-го столетия темы оказались актуальными для 20-го века.
В рукописи был рисунок Колеса Фортуны, который послужил фундаментом композиции сочинения. Колесо вращается, а на сцене сменяется настроение, душевное состояние. «Кармина Бурана» стала 1-й частью трилогии, а «Catulli Carmina» и «Trionfo di Afrodite» — последующими. Сам композитор называл свое детище праздником гармонии человеческого духа, балансирующего между плотским и духовным.
Премьера кантаты состоялась в 1937 году. Произведение стало чрезвычайно успешным среди нацистов, пришедших к власти. Геббельс и Гитлер были его большими поклонниками. Успех этого сочинения затмил все предыдущие удачи Орфа. Песнь «O Fortuna» знакома даже тем, кто не силен в опере.
Удивительно, как при наличии еврейских корней музыканту удалось завоевать расположение немецкого правительства. В финале войны он числился в черном списке за пособничество Гитлеру, но беда обошла его стороной благодаря дружбе с Куртом Хубером. Так Орф получил шанс вернуться в педагогику и музыку. В 1955 году композитор поселился в Диссене-на-Аммерзее, позднее перебрался в Зальбург. Там он руководил институтом, где использовалась его система обучения Орф-Шульверк.
Система музыкального воспитания Карла Орфа заслуживает внимания. Именно в Гюнтершуле композитором и педагогом Карлом Орфом воплощена в жизнь собственная идея синтеза музыки, движения и слова. В этом синтезе музыка играла главенствующую роль, объединяя пение, игру, движение и импровизацию. Эта система, которая и сейчас называется «Орф-Шульверк» (в переводе «школьная работа»), стала знаменитой. В начале 30-х годов композитор издал методическую работу под этим названием и завоевал международный авторитет в музыкально-педагогических кругах. Большую часть книги занимают ноты с простой музыкальной инструментовкой, которая даёт возможность всем детям, даже необученным музыке, легко исполнить произведения во всех частях.
Методика «Музыки для детей» состоит в том, чтобы раскрыть музыкальные данные у детей посредством музыкальной и двигательной импровизации. Идея Орфа состоит в том, чтобы дети самостоятельно воспитывались в обучении игре на простейших музыкальных инструментах: цимбалах, маракасах, колокольчиках, треугольниках, ксилофоне, металлофоне и некоторых других. Термин «элементарное музицирование» был придуман Орфом как обозначение процесса, состоящего из пения, движения, импровизации и игры на ударных инструментах. Орф разработал материал, который можно видоизменять, и на его основе импровизировать с детьми. Это побуждает детей к фантазированию, сочинению и импровизации. Основная цель данной системы музыкального воспитания - творческое развитие ребенка.
В годы нацистского режима Орф вёл себя достаточно осторожно. Родители его отца были евреями-католиками, этот факт композитор сумел сохранить в тайне. Круг его друзей был весьма разнообразным: он дружил с гауляйтером Вены Бальдуром фон Ширахом, который был одним из руководителей гитлерюгенда. Но одновременно и с Куртом Хубером – основателем Сопротивления «Белая роза», которого нацисты казнили в 1943 году. Опасаясь за свою жизнь из-за еврейских корней, Карл никогда не делал никаких заявлений против правящей партии и активно старался доказать свою благонадёжность. Например, Орф оказался единственным из композиторов, кто принял предложение от бургомистра Франкфурта на сочинение музыки к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». В те времена произведения Мендельсона из-за еврейского происхождения композитора были строжайше запрещены. Хотя Орф и не считался «нацистским» композитором, популярность его возрастала, ведь «Кармина Бурана» пришлась по душе не только Геббельсу, но и самому Гитлеру.
Карл Орф пользовался вниманием со стороны женщин. Впервые он женился в 25 лет. Избранницей композитора стала оперная певица Алиса Зольшер. Жена родила дочь, которую назвали Годела. Девочка была единственной наследницей Орфа. Другие браки не принесли ему детей. Личная жизнь Карла и Алисы не задалась. Спустя 5 лет произошел развод, и с 1925 по 1939 годы музыкант был предоставлен самому себе, не имея обязательств.
Второй любовью Орфа стала врач Гертруда Виллерт. Девушка была моложе супруга на 19 лет и не выдержала с ним больше 4 лет. В 1954-м Карл сочетался браком с писательницей Луизой Ринзер, но и этот союз оказался хрупким. В возрасте 65 лет композитор женился на Лизелотте Шмитц, работавшей его секретарем. Девушка была гораздо моложе избранника и стала свидетельницей его кончины. В 1982 году четвертая супруга музыканта создала фонд его имени и управляла организацией до 2012-го.
Премьера последней работы Карла Орфа, «De temporum fine comoedia», прозвучала в 1973 году на Зальцбургском фестивале. Исполнил её Симфонический оркестр Кёльнского радио под управлением Герберта фон Караяна.
Орф страдал от рака поджелудочной железы. Болезнь понемногу отнимала здоровье композитора и стала причиной смерти. Карл Орф скончался на 87-м году жизни, 29 марта 1982-го. Его прах был погребен в церкви монастыря Андекс вблизи Мюнхена.
Его творчество связало четыре эпохи — Германскую империю, Веймарскую республику, Третий Рейх и ФРГ.
Отзывы с концертов
Это было грандиозное шоу, в котором поистине «магическая музыка» кантаты «Кармина Бурана» была иллюстрирована гигантскими видеопроекциями и колоссальной звуковой мощью хора, солистов и оркестра — все это оставило незабываемые впечатления от концерта!!!
Вот уже как 5 дней прошло после концерта, а он рядом,не отпускает!!!
Потрясающий, восхитительный, великолепный вечер! Мурашки от начала до конца. Шикарно, обязательно будем рекомендовать друзьям!
Расслабление и наслаждение атмосферой, музыкой.
Благодарю !
Потрясло все — красно-черное сценическое облачение хора. Мы ни на минуту не могли отвлечься от действа — музыки, голосов, света! Мы слушали и вздрагивали, испытывали сильнейшее волнение, тревогу, оцепенение, затем пробуждение, веселье, нежность и вновь потрясение. До слез и мурашек по коже.
Благодарим. До новых встреч!
О Фортуна,
Лик твой лунный
Вечно изменяется:
Прибывает,
Убывает
Дня не сохраняется.
То ты злая,
То благая
Прихотливой волею;
И вельможных,
И ничтожных
Ты меняешь долею.
Самые лучшие впечатления.
Картины Иеронима Босха как нельзя лучше подходят в качестве иллюстрации для этого музыкального произведения.